Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Чем школа пугает граждан?
eurekanext
Накануне учебного года Левада-центр опубликовал опрос, посвященный тому, как видят граждане России школьные проблемы (http://www.levada.ru/press/2011083009.html).

Больше трети отметили, что их дети идут в школу охотно, при этом две трети сами вспоминают о школе с теплотой. 
Но тревога самих родителей, судя по опросу, гораздо выше, чем у школьников.
Потому что, как вы видите, если перешли по ссылке на сайт Левада-центра, 46% опасаются роста затрат, при этом 30% вроде бы и готовы на такой рост, но только сомневаются, что это приведет к качественным улучшениям.
При этом то, чего так опасаются эксперты – социального расслоения по имущественному признаку, – боятся не так много граждан (19%), а вот рост наркомании и потеря интереса к учебе тревожат более трети опрошенных. Гораздо меньше люди сетуют на слабую специализацию (7%, это скорее всего результат профильного обучения), и еще меньше считают, что система образования устарела (всего 4%), и совсем мало сетуют на плохие учебники (3%). 
Опасениям и тревоге родителей по поводу того, что их ждет в школе, с моей точки зрения, надо не просто доверять, но и серьезнейшим образом к этому прислушаться.
Потому что анализ эффективности проектов модернизации за последние 5 лет дает основание говорить о том, что увеличение финансирования школ не всегда приводит к уменьшению платности образования.

Во время тотального безденежья (а надо сказать, что еще 6 лет назад учителям не то что мало платили – вообще не платили, задержки зарплаты в образовании были обычным делом), так вот, в конце 90-х и начале нулевых сложилась система школьного самообеспечения: родители с пониманием относились к школьной и учительской нищете и не отказывались ни от оказания финансовой помощи школам, ни от оплаты учебников, охраны, уборщиц, а то и денежной поддержки учителям, не говоря уже об оплате дополнительных образовательных услуг, ремонта, охраны и других школьных нужд.
И в обществе, прежде всего в родительской среде, сформировалась психологическая готовность, настрой, установка, норма: в школе не за все, но за многое надо платить. Платность образования превратилась в психологическую норму, осознанную необходимость.

Со временем, медленно, по крохам, финансовая ситуация в школе начала меняться.
При этом в Москве одновременно высокими были и остаются и финансовые нормативы на школьное образование, и родительские доплаты за разного вида услуги. Но ведь часто эти самые услуги уже оплачены бюджетом!
И если раньше можно было говорить: «Да. Оплачено – но ведь недостаточно!». Поэтому возникновение различных фондов и оплата услуг родителями сохранялась. Но сейчас, когда московский бюджет выделяет 259 школам финансовый норматив на старшую школу – 120 000 рублей, не означает ли это, что любые родительские доплаты на услуги или услуги, уже оплаченные бюджетом, должны быть уничтожены как явление!
Я думаю, что опасения родителей по поводу повышения платности оправданы, и причина этого повышения может быть в следующем.
Для реализации новых стандартов, для соответствия тем требованиям к условиям, которые там прописаны, действительно требуется увеличение финансового норматива минимум в 1,3 раза по нашим расчетам. И это возможно, если разумно распорядиться теми федеральными средствами, которые пришли в регион по путинскому проекту, а также изменить методику расчета самого норматива (положить в основу не количество часов учебного плана, а стоимость условий), а с другой стороны, решительно отказаться от родительских денег, заместив их бюджетными.
Но вполне возможен и другой сценарий: дополнительные средства в школу придут и будут освоены, но поскольку родительская установка на дополнительное финансирование школьного образования никуда не исчезла, многие директора не преодолеют соблазна ею воспользоваться. 
Директор Департамента образования Москвы И. Калина предложил всем школам публиковать на своих сайтах перечень услуг, которые оплачивает бюджет, и суммы средств, которые Москва выделила на эти услуги.
В любом случае есть уровень финансового норматива, после которого на школе можно вешать табличку: «В нашей школе с родителей денег не берут».
Но уж точно, получив 30% прибавку к бюджету, увеличивать сборы денег с родителей просто неприлично.
Но ведь люди боятся!
Александр Адамский


?

Log in

No account? Create an account