Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Финансирование образования – величина векторная
eurekanext
Калина_ЖЖ

В рамках одной из панельных дискуссий на «Авторской школе “Эврика”» обсуждались направления и механизмы финансирования образования. В качестве ведущей идеи полемики Исаак Калина, руководитель Департамента образования г. Москвы, предложил обсудить сонаправленность идеологии системы финансирования и идеологии результатов и задач системы образования.

Главный тезис, по мнению директора московского департамента образования, в том, что финансирование образования – векторная величина, поскольку наибольшее значение имеет не объем, а направления расходования. При этом цели у образования были и остаются исключительно педагогическими, поэтому к руководству учреждениями образования в Москве мы стараемся приводить педагогов, специалистов по образовательной политике. "Мы могли бы найти профессионального менеджера, поскольку размер заработной платы это позволяет, – объяснил Исаак Калина, – но нам нужен именно тот, кто способен удерживать педагогические цели. Наша задача – сформировать управленца из педагога, а не наоборот".
 Механизмы достижения образовательных целей могут быть разнообразными, считает директор Департамента образования г. Москвы. «Важно сформировать эффективную управленческую команду, в которой может быть и специалист по финансам, и юрист. Именно поэтому мы запускаем проект по аттестации не директора, а управленческой команды. Эпоха директора как человека-оркестра проходит. Сегодня развивается идея управленческих команд. Реализация ответственной свободы возможна только грамотной командой, во главе которой – специалист по педагогической политике». Почему именно ответственная свобода? Потому что изучение учебных предметов – лишь инструмент для формирования ответственно свободного человека, умеющего принимать решения и оценивать их последствия, заявил Исаак Калина. «Формирование отношения человека к миру и к себе в мире именно в формате ответственной свободы и есть главная задача любой образовательной организации. Но воспитать такие качества может только образовательная организация, обладающая такими качествами. Управленческая задача – поддержка образовательных организаций, полностью реализующих позицию ответственной свободы, для чего и нужны грамотные управленческие команды», - считает руководитель московского образования.
Что касается вектора идеологии образования и идеологии финансирования образовательной организации, то они, по мнению Калины, должны быть сонаправлены: «Не признавать финансирование силой в системе образования наивно, и, значит, когда мы произносим термин «личностно-ориентированное образование», то и финансирование образовательной системы должно быть личностно-ориентированным. Однако пока цели образования и направления финансирования расходятся, поскольку финансируем мы не ученика, а учителя, расписание и т.п. И вот эта разнонаправленность формирует школу, не осознающую результаты и эффективность образования, что, в свою очередь, определяет подмену заявленных целей образования на совершенно иные ориентиры».
В чем изменение подходов к финансированию изменило идеологию образования?
Если ранее ситуация в Москве была такова, что школа могла позволить себе выбирать ребенка, то введение НПФ переломило ситуацию в сторону, когда выбирают уже саму школу. «Сейчас мало школ, не осознающих истинную цену каждого ученика для себя как учреждения», – заявил директор московского департамента образования.

Исаак Калина перечислил достигнутые образовательные эффекты в рамках изменения подходов к финансированию, в том числе:
– снижение правонарушений среди обучающихся, поскольку теперь школа уже не может сказать потенциальному ученику «ты мне не нужен».
– интегрированное взаимодействие педагогических коллективов. Школа осознает, что ее доход – это результат совместных усилий всего коллектива. Как следствие повышается взаимотребовательность в коллективе.
– построение рейтинга результатов. Важное условие – выравнивание финансирования условий для достижения результата (в том числе через обеспечение компьютерной техникой, оборудованием, ремонт и т.д.). Результат – обязательство ОУ, а условие – обязательство управления, поэтому рейтингование по условиям ошибочно, поскольку фиксирует лишь то, что финансирование распределено неравномерно. Принципиально иная ситуация возникает, когда рейтингуются достигнутые результаты при равных условиях.
– стремление к многопрофильности образования, потому что если школа специализированная, то вероятность потери ученика, скажем, в старшей школе возрастает. Кроме того, сегодня школы охотно открывают дошкольные отделения, потому что это обязательное условие привлекательности самого образовательного учреждения.
– появление реальных управляющих советов, понимающих, что им действительно есть чем управлять. Задача управляющего совета – правильно распорядиться наработанными школой ресурсами.
– резкий рост самостоятельности школ, который в дальнейшем может привести к регионализации образования.

Исаак Калина считает, что результат образования – интегративный результат, который достигается не одним учителем, а всем укладом школы, создается всей командой в целом. В Законе "Об образовании" появилась следующая формулировка: работа учителя – это организация деятельности учеников. Такое определение, по мнению Калины, дает, во-первых, основание для формирования оплаты труда, ориентированной на количество учеников. А во-вторых, если педагог – это прежде всего организатор деятельности, то он может быть организатором деятельности педагогического коллектива. Но у него должна быть сильная команда.
Развитие образования в депрессивных регионах связано с риском наличия социальных условий неуспешности. Но может быть уклад школы сегодня – это уклад жизни муниципалитета завтра? Способно ли образование повлиять на динамику развития региона?
«Если уклад школы был демократичным, конкурентным, – утверждает Исаак Калина, – то и опыт проживания этого ребенком в образовательном учреждении самоценен. В этой связи становится очевидным кризис привычной схемы организации образовательной политики, который связан с жестким контролем и надзором. Этап измеряемых результатов заканчивается». Следствием является нарастающая тенденция к учету интересов и потребностей семьи, которая интегрируется в формулу финансирования. Объем финансирования должен определяться количеством выборов школы семьями, проживающими на ее микрорайоне или вне его. Ограничений по ресурсу на данном этапе нет, поскольку ситуация Москвы такова, что школы близко расположены и объединение ресурсов за счет оптимизации сети вполне возможно. Однако в рамках другого региона механизмы могут быть иными.
Кроме того, финансирование должно быть связано с системой оценки качества, которая должна быть комплексной, сложной, учитывающей представления всех участников процесса, считает Исаак Калина. А число публичных измерителей не должно быть большим. Задача, стоящая перед школой, может быть интегрально измерима, но она не должна включать в себя избыточное количество внутренних показателей. Приоритет остается за оценкой результата, но не оценкой создания условий, поскольку это не полномочия образовательного учреждения.
Соб.инф.

?

Log in

No account? Create an account