Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Сложить из стандарта слово «вечность»
eurekanext
собкин_ЖЖ

Дошкольное детство – очень важный период для формирования человека. Лев Толстой писал: от меня до пятилетнего ребенка – один шаг, а от новорожденного до пятилетнего – целая вечность. Наша задача – сделать так, чтобы ребенок мог эту «вечность» прожить полноценно и сформировать за это время готовность к школе. Что это значит? Ребенок должен прийти в первый класс похожим на персонажа рассказа Толстого «Филипок» – желающим и готовым учиться, со сформированным произвольным, то есть волевым поведением. Он должен уметь контролировать свое поведение и понимать, что одно означает другое, а другое – третье. Достичь этого можно в процессе игровой деятельности со сверстниками, общения с ними и воспитателями. Стандарт дошкольного образования неплохо учитывает эти потребности ребенка и в принципе призван помочь ему прожить «вечность», отделяющую новорожденного от школьника, полноценным образом, пройти качественную социализацию.



Кроме этого, стандарт основан на идеале равенства возможностей. Социальное неравенство, а значит и разные условия социализации детей, – серьезный вызов всей системе образования. Стандарт рассчитан на то, чтобы способствовать его преодолению.
Еще одна важная черта стандарта – направленность на работу с институтом семьи, переживающим большие изменения. Много семей малодетных, где воспитание становится совершенно иным, нежели в многодетных семьях. Включение в детский коллектив – важный этап развития человека. Многодетная семья его обеспечивает, но малодетная семья с этой точки зрения – совершенно иное дело. Детский сад в своей работе должен это учитывать. Растет число семей неполных, семей, где живут дети от разных отцов. Составители нового стандарта стремились учитывать эти изменения.
Наконец, серьезным вызовом для всей системы дошкольного воспитания являются новые технологии. Они присутствуют в жизни детей самым серьезным образом. Часто они вытесняют традиционные виды детской активности – рисование, пение и т.д. Так что, хотя цифровые технологии и должны присутствовать, этот момент стоит тщательно продумывать.
Понятно, что стандарт – это только бумага. Очень многое будет определяться его реализацией, а она, в свою очередь, будет обусловлена возможностями детских садов в разных регионах нашей страны. Возможности эти очень разные. Существует огромное расслоение между регионами в целом и отдельными учреждениями внутри регионов. Именно с этими проблемами были связаны многие дискуссии, в которых мне удалось поучаствовать здесь, на конференции.
В заключение хотел бы напомнить об особой этимологии слова «сад». Я не зря говорил здесь о вечности. Период дошкольного детства – это время, когда маленький человечек пребывает в своего рода Эдеме, где может встретить змея или соблазниться плодами не того древа. Это время, когда формируется нравственность человека и гражданина.
Владимир Собкин,
директор Института социологии РАО


Непонимание идей стандарта – это проигрыш
волосовец_ЖЖ

Согласно приказу министра образования и науки Дмитрия Ливанова, детские дошкольные учреждения начнут работать по новому стандарту с 1 января 2014 года. Сейчас ФГОС дошкольного образования находится в Министерстве юстиции. Как только он пройдет экспертизу юристов из Министерства юстиции, ему будет присужден номер и он вступит в законную силу.
О внедрении дошкольного стандарта iВО рассказала директор учреждения Российской академии образования «Институт психолого-педагогических проблем детства» Татьяна Волосовец.




– Внедрение имеет какие-то этапы, есть ли какой-то план, чтобы мы не скатились в ситуацию со ФГОС начальной школы, когда он, по большому счету, превратился в формальность? К сожалению, мониторинги именно это показывают. Может быть, есть какой-то этап подготовки?
– Сейчас разрабатывается «дорожная карта», которая будет называться планом действий. И этот план действий предусматривает ряд этапов постепенного внедрения стандарта в жизнь и профессионального сообщества, и образовательных организаций. Основной акцент в этой дорожной карте сделан, безусловно, на педагогов. Ведь чтобы качественно и эффективно реализовать стандарт дошкольного образования, нужно переподготовить педагогов, чтобы они прошли курсы повышения квалификации. Педагоги должны быть другими. Неподготовленный педагог не сможет понять идей стандарта. Непонимание идей стандарта – это проигрыш.
Если будут выделены федеральные бюджетные средства, все может произойти быстрее. А если финансовая нагрузка упадет на регионы и на муниципалитеты, это займет больше времени. Мой прогноз – три-пять лет.

– Мне кажется, здесь вопрос не только во времени и в ресурсах. Стандарт поддерживает и ориентирует педагога на поощрение произвольности, свободной игры, но произвольность – явление очень неудобное для педагога. Мы понимаем все педагогические ценности, но в принципе за счет чего мы собираемся повернуть педагога в эту сторону, ведь рассказывать про это бесполезно?
– Ему надо дать в руки новые современные педагогические технологии, показать, какими методами и путями это достигается. И не секрет, что эти методы есть, в том числе и наработанные нашими коллегами за рубежом, и их можно адаптировать к российской действительности. И в России есть методы, апробированные и внедренные в практику. Но на это нужно время. У нас 43 тыс. дошкольных образовательных организаций в России – педагогов очень много. И сказать, что завтра все будут готовы, нельзя. Действительно нужно время. Вопрос, кто их будет готовить? В дорожной карте есть пункт о создании рабочих групп. В каждом регионе будут обучены 20–25 человек, которые понесут эти знания внутрь.

– А кто обучит эти 25 человек?
– Эксперты федерального уровня, которые были членами рабочей группы по разработке дошкольного стандарта и которые владеют его внутренней логикой и структурой. Не так сложно обучить людей в регионах, которых всего 82 – по числу субъектов РФ. Гораздо более серьезная проблема – как дальше в регионе будут распространяться эти знания. Но ведь помимо курсов повышения квалификации, есть еще такие формы работы, как вебинары, очно-заочные семинары, стажировки. Мы сейчас будем этим заниматься.

– Относительно формы и формата повышения квалификации. Когда мы обсуждаем результаты ФГОС начальной школы, мы говорим, что невозможно обучить всех учителей от Калининграда до Магадана системно-деятельностному подходу, не применяя его. Как быть здесь, ведь хочется не просто лекции читать и проводить семинары, а делать что-то другое?
– Та форма, которая сейчас принята в повышении квалификации, – традиционно лекционная – не единственная. Здесь возможно и проведение мастер-классов на базе «пилотных» или стажировочных детских садов. И у нас действительно есть такие детские сады, которые работают чуть лучше, чем все остальные, и напитаны идеями стандарта. И необязательно приводить туда толпы людей, есть интерактив. Можно снимать некоторые вопросы для вебинаров, например, как проходят некоторые режимные моменты в детском саду, прогулка, каким образом организованы те или иные занятия, выкладывать все это на сайт, делиться с другими регионами. Причем информационные технологии позволят распространить опыт других садов быстрее, чем это было 5–10 лет назад.
Анастасия Белолуцкая


Родителям будет трудно принять стандарт «дошколки»
Смирнова_ЖЖ



Переход от федеральных государственных требований к федеральному государственному образовательному стандарту для детских дошкольных учреждений не должен быть затруднителен. Дело в том, что стандарт гораздо либеральнее федеральных государственных требований. Так, стандарт не содержит «интегративных качеств», которые должны были, по ФГТ, cтать результатом дошкольного воспитания. Он допускает гораздо больше самостоятельности со стороны детских дошкольных учреждений.
Еще одно принципиальное отличие стандарта от федеральных государственных требований – гораздо меньший объем учебной нагрузки на ребенка. Зато куда больше внимания уделяется игровой деятельности. Это зафиксировано и в требованиях к психолого-педагогическим условиям, и в требованиях к результатам. Я думаю, эти изменения могут стать неожиданными для родителей. Вероятно, потребуется серьезная просветительская работа с ними. Хотя специалисты уже давно считают, что «развитый ребенок» – это тот, кто самостоятелен, инициативен, умеет играть в сложные игры, у родителей «развитие» ассоциируется скорее с умением читать в четыре-пять лет. Хотя на самом деле это не имеет отношения к развитию и, кстати, отнюдь не гарантирует любви к чтению.
Елена Смирнова,
заведующая центром «Игры и Игрушки» МГПУ

  • 1
Идеи стандарта сами по себе хорошие и правильные, только как их внедрить в реалии детского сада, когда остро стоят такие проблемы как: 1.Нехватака сотрудников (как воспитателей, так и обслуживающего персонала); 2.Низки уровень зарплат (что и ведет к дефициту кадров); 3. Плохое финансирование дошкольных учреждений.
Все это негативно отражается как на качестве работы воспитателей, так и на самом образовательном процессе.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account