Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Не для вуза, для жизни учимся
eurekanext
Асмолов1_ЖЖ

Когда мы говорим о дополнительном образовании, необходимо задаться вопросом – а как появилась та школа, которую мы все знаем? Ведь «дополнительное» образование сейчас дополняет школьное. Первые школы появились в городах Древней Греции. Если мы посмотрим на них, то поймем, что это была, как бы мы сказали сейчас, досуговая система социализации детей. Это была в своем роде уникальная система, и она тоже дала миру очень достойных учителей – Сократа, Платона, Аристотеля.
Современная классно-урочная система, которая кажется нам такой же естественной, как наличие цвета волос или глаз, на самом деле – не столь уж давнее изобретение. Она появилась в семнадцатом веке благодаря гениальному педагогу, моравскому епископу Яну Амосу Каменскому. Именно ему мы обязаны той современной жизни детей, центром которой является школа. У него были оппоненты среди современников. О том, что классно-урочная система отчасти устарела, говорят многие нынешние педагоги. Однако его гениальность отрицать нельзя. Стоит просто учитывать, что школьное образование в его нынешнем виде – не данность.
Зачем мы учимся? На этот вопрос можно дать четыре ответа. От них будет зависеть и то, каким должно быть обучение. Один из этих ответов будет звучать так: мы учимся для того, чтобы получать пользу. «Знание – сила», – как говорил Фрэнсис Бэкон. Соответственно и обучение должно быть прагматическим, чтобы эту силу дать. Однако только прагматикой, только пользой образование исчерпываться не может. Поэтому другой ответ на вопрос, зачем учиться, будет звучать так: для того, чтобы понимать других людей. Образование в этом случае должно сделать человека мудрым. Все мы помним, чем умный человек отличается от человека мудрого. Умный найдет выход из затруднительной ситуации, а мудрый в нее просто не попадет. Есть и третий ответ на вопрос, зачем учиться. Он гласит – учиться, чтобы стать лучше. В таком случае, перефразируя Бэкона, мы можем сказать, что знание – не только сила, но и добродетель. Наконец, четвертый ответ будет звучать так: учиться, чтобы творить. А поскольку свобода – это творчество, то мы можем сказать, что учиться следует и для того, чтобы стать свободным.
Дополнительное образование традиционно не много общего имеет со знанием – силой, знанием – пользой. В систему дополнительного образования дети традиционно идут для того, чтобы заниматься творчеством, самореализацией. Дополнительное образование дает ребенку возможность познакомиться с широким полем различных языков искусства, расширить свой кругозор, заговорить на разных языках.
Система дополнительного образования раскрывает перед нашими детьми широкие возможности для развития. Можно сказать, что все культуры делятся на письменные и дописьменные. Наша культура – письменная, она способствует развитию вербального интеллекта. Наша школа и наше высшее образование направлены на развитие того же типа интеллекта. Голый вербализм по-прежнему господствует в школах. Однако нельзя забывать, что кроме вербального интеллекта есть другие разновидности интеллекта. У наших детей есть способности, о которых мы забываем. Мы не помним, что есть такое явление, как школа ремесла, где знание передается без помощи учебников. Можно ли написать учебники о том, как создавать оренбургские пуховые платки? Это знание передается иначе. Дополнительное образование позволяет дополнить господствующий в школах вербализм другими возможностями для развития. Наши дети учатся не для того, чтобы поступить в вуз, они учатся для того, чтобы стать мудрыми, пройти школу человечности.
Есть и еще одна потребность, которую могут удовлетворять учреждения дополнительного образования. Это потребность в общении. Многие люди моего возраста помнят такое явление, как дворы – места, где дети просто играли. Это замечательная уникальная возможность, необходимая детям, – просто играть. Мне кажется не случайным то, что словосочетание «Дворец детского творчества» созвучно слову «двор». «Дворец» – это ведь и «двор» в том числе. Мы можем и должны сделать так, чтобы наши дети жили во дворах как во дворцах..
Александр Асмолов,
директор Федерального института развития образования


Деньги или свобода выбора?
Селюков!_ЖЖ

Систему дополнительного образования детей ждет несколько серьезных изменений. Прежде всего, указы президента России от мая 2012 года предполагают, что охват детей системой дополнительного образования станет гораздо шире. Кроме того, зарплата педагогов учреждений дополнительного образования повысится. Она должна сравняться со средней по экономике региона. Проект «дорожные карты» предусматривает другие серьезные изменения системы дополнительного образования. Оно должно стать современным, т.е. в первую очередь вариативным. С педагогами и руководителями учреждений дополнительного образования должен быть заключен эффективный контракт. В нем будут подробно обозначены их обязанности, а также те достижения, за которые педагогов и руководителей будут поощрять.

Все это очень хорошие, правильные начинания, но есть одна проблема. Она состоит в противоречии, существующем между системой финансирования и современными требованиями к содержанию дополнительного образования. Учреждения дополнительного образования и каждая конкретная программа, которую учреждения предлагают, будут финансироваться в соответствии с нормативно-подушевым принципом. Каждый ребенок будет приносить программе определенную сумму денег. Точно такой же принцип мы можем наблюдать в случае школьного и дошкольного образования.
Однако очевидно, что в случае программы или учреждения дополнительного образования он неэффективен. Ребенок может прийти в кружок или секцию, посидеть на двух-трех занятиях, решить, что ему это неинтересно, и уйти. Что тогда произойдет со средствами, выделенными на его дополнительное образование? Либо они будут израсходованы не слишком эффективным образом, либо «уйдут» с одной программы на другую.
Как это будет сказываться на политике учреждений дополнительного образования? В результате окажется, что, чем шире свобода, которую они предоставляют ребенку, чем больше возможностей для выбора того или иного кружка или секции, тем больше шансов, что ребенок не будет подолгу задерживаться в рамках каждой конкретной программы. Но педагоги-то в такой ситуации оказываются прямо заинтересованы в том, чтобы обеспечить своим программам, своим секциям стабильный контингент детей. Такая их заинтересованность может очень плохо сказаться на вариативности программ, на свободе выбора, который будет предоставлять детям учреждение дополнительного образования. Получается, что система финансирования противоречит требованию обеспечить вариативность и свободу выбора.
Какой выход предлагаем мы? Я считаю, необходимо дать учреждениям и педагогам дополнительного образования нормально зарабатывать не только преподаванием, но и выполнением некоторых работ по заказу. Например, они могут проводить различные разовые мероприятия с детьми. Так им будет обеспечена возможность дополнительного заработка. Плюс они смогут «рекламировать» свою секцию или кружок. Мы с коллегами разработали систему финансирования, которая позволит это сделать.
Роман Селюков,
заместитель директора ИПОП «Эврика»

?

Log in

No account? Create an account