Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Перепрыгнем и через эту яму
eurekanext
лебедев_ЖЖ

Мой взгляд – это взгляд вожатого, взгляд учителя, взгляд со стороны тех, кто внизу, то есть самых что ни на есть практиков.

Самая главная проблема в том, что по большому счету дополнительное образование как системное звено образования никому не нужно. Есть родитель – он хочет, чтобы его ребенок учился, к примеру, рисованию. Он идет и ищет кружок, студию, курсы и так далее, где ребенка будут учить рисовать. Насколько интересны этому родителю связи конкретно этого кружка/студии/курсов с другими, например, с кружком физики или со школьным театральным фестивалем? Это дополнительное образование или нет? Если под образованием понимать именно систему, интегрированной частью которой является дополнительное образование, мне кажется, ответ очевиден. Подход родителя, при котором он не видит роли и места конкретных занятий ребенка в общей системе, не видит взаимосвязей этих занятий с другими, я называю частным образованием. И такой подход не редкость, он превалирует над остальными!
Или, например, администратор… Он хочет, чтобы его подчиненные хорошо получали, были максимально довольны работой и никуда не разбегались. Надо ли ему напрягаться, встраивая частные интересы детей в единую систему, тем самым заставляя работать своих подчиненных существенно больше и на другом квалификационном уровне?..
Или «большой начальник системы управления, принятия решений и финансирования». Он хочет тратить как можно меньше, но иметь выработку как можно больше. Так как до сих пор нет четкой научно обоснованной системы оценки качества образования, то проще всего оценивать качество часами и объемами отчетной макулатуры. А еще лучше (для начальника), когда «образовательную услугу» оценивают родители как заказчики этой услуги, да и платят за нее сами (ведь у нас по закону родители несут ответственность за ребенка). А уж насколько эта «услуга» способствует образованию – дело десятое. К тому же, если бы вообще не надо было думать над этим непонятным вопросом, то «большому начальнику» жилось бы существенно лучше.
Или учитель/педагог дополнительного образования/вожатый/классный руководитель… Так ли для него важно, какое место занимает его кружок/студия/секция в системе образования, или просто интересно (а часто и просто выгодно иметь небольшую доплату) заниматься своим предметом (в широком смысле этого слова)?
Получается, что подавляющему большинству нужны отдельные краски вместо картины (а как известно, сумма красок картиной не становится). Единственный заложник, заинтересованный в системе дополнительного образования, – это ребенок, но он сам эту систему вряд ли создаст.
Все остальные проблемы дополнительного образования вытекают из первой! Это и отсутствие ресурсных центров (реальных ресурсных центров, куда можно прийти и заказать программу курса для конкретных условий, разработку занятия, игры, сценария концерта, мероприятия и так далее, где можно обучиться не для получения «корочки», а для повышения своего профессионального уровня), и отсутствие системы обмена опытом, и создание условий для перекладывания бремени финансирования дополнительного образования на плечи школ и Домов творчества, и создание условий для сокращения бесплатного дополнительного образования как такового, и тенденция пускания пыли в глаза при попытках обобщить частные проекты до системы…
Все это приводит, конечно, к вымиранию дополнительного образования в школах и Домах творчества.
Но свято место пусто не бывает!
Все большую популярность приобретают коммерческие и волонтерские учебные лагеря, программы, курсы. Это дополнительное образование или нет? На мой взгляд, конечно, да! Но с точки зрения организации как процесса оно не является системным. Тем не менее это предвестник рождения совершенно другой образовательной модели, когда методистом-проектировщиком образования своего ребенка становится родитель. Такие случаи есть уже сейчас, и их становится все больше и больше. И это прекрасно!
Хотя в рождении такой образовательной модели есть и минусы. Во-первых, скоро число этих «индивидуальных проектов» перестанет увеличиваться, так как количество способных разработать проект целостного образования своего ребенка существенно меньше, чем количество людей вообще. Во-вторых, вероятность неудачного выбора частного «образовательного подрядчика» достаточно высока, так как выбор осуществляется по рекламе, а качество рекламы далеко не всегда соответствует качеству продукта. А своего ребенка и его потраченное время не обменяешь в магазине, как бракованную вещь. В-третьих, подобный подход ведет к формированию весьма узкого слоя образованной элиты, тогда как остальное общество погружается во все большее невежество. Конечно, рано или поздно большинство научится распознавать халтурщиков, конечно, рано или поздно появятся комплексные системные решения вне школ и Домов творчества, рано или поздно придет осознание того, что «нельзя жить в обществе и быть свободным от него»… но время, но люди, но судьбы…
Безусловно, если бы все было хорошо в школах и Домах творчества с дополнительным образованием, то вряд ли частные лагеря с образовательной программой (в кавычках и без), научные школы, преподаватели непрограммных дисциплин и так далее получили бы такую популярность. (Хотя, конечно, в какой-то мере они бы пользовались успехом, так как принцип «бесплатное и государственное хорошим быть не может» твердо укоренился в головах наших сограждан.) Также сложно отрицать, что качество дополнительного (да и общего) образования в настоящий момент далеко от совершенства: внеурочная деятельность формальна, многие кружки в школе слишком поверхностны… Но я уверен, что любая здравая инициатива, на которую навесят столп нормативов, необходимых для существования штата чиновников от образования, обречена на вырождение! Смогли ли расцвести частные школы в нашей стране? Нет! И дело тут не только в том, что они платные, а в том, что они находятся в том же нормативном поле, что и государственные! Как только чиновник доберется до научных школ, выездных образовательных программ и частных преподавателей, они в подавляющем большинстве «вымрут».
Но отчаиваться, мне кажется, рано! Были и есть директора школ и Домов творчества, которые, несмотря на всю ресурсную невыгодность дополнительного образования, не только не сокращают, а, напротив, поддерживают его! В рамках реализации идей и целей нового стандарта образования развитие системы дополнительного образования через несколько лет не может не дать положительного результата. Особенно это актуально для сельских школ, где школа является одним из центров жизни, причем созидательным и нравственно-определяющим центром. Так что перепрыгнем и через эту яму!
Виталий Лебедев,
руководитель детской организации «Остров сокровищ»,
учитель ИКТ, гимназия № 45, г. Москва

?

Log in

No account? Create an account