Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Убрать лишних?
eurekanext
Сергеи_Юрьев_ЖЖ

Недавно в Министерство юстиции был направлен на регистрацию приказ министра образования и науки России «Об утверждении Порядка
формирования федерального перечня  учебников, рекомендуемых 
к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». С проектом приказа, а также формами общественной, педагогической, научной и этнорегиональной экспертизы можно ознакомиться здесь minobr.gov-murman.ru/opencms/export/sites/minobr/.content/docs/GLAS/uchebnik.zip.
Вкратце: предполагается утвердить целый ряд новаций, связанных с изданием учебников. Приказ вызвал серьезные возражения. Экспертный совет при Федеральной антимонопольной службе (ФАС) направил в Минфин письмо, где указал высокие издержки выполнения приказа. Пока что приказ не зарегистрирован Министерством юстиции и может быть возвращен на доработку. В чем же проблемы?
Прежде всего, теперь авторский коллектив может представить на экспертизу только линию учебных пособий, а еще лучше – систему учебных пособий. Линия предполагает связанные между собой учебные пособия за все время обучения в школе. К примеру, учебник по географии для 6–9-х классов или учебник по химии для 8–11-го класса. Понятие «система учебников» предполагает создание группы учебных пособий для одной параллели, но по всем предметам. Получается, что одно издательство должно будет написать для первоклашек учебники чтения, математики и т.д.
Кроме того, теперь учебники должны проходить три вида экспертизы: педагогическую, профессиональную и общественную. Профессиональную экспертизу может дать только организация, чей устав утвержден правительством Российской Федерации. Таких в России две: Российская академия наук и Российская академия образования.
Еще одно интересное новшество связано с представлением учебников на экспертизу издательствами. Теперь издательство должно представлять на экспертизу не макет учебника, а сам учебник. Получается, что издательство рискует: уже изданный учебник может не пройти экспертизу. Тогда тираж окажется ненужным и может не окупиться.
Можно предположить, что Минобрнауки решило выполнить желание общественности, сократив количество учебников. Сегодня федеральный перечень действительно включает большое количество пособий – порядка трех тысяч. Тем не менее представляется, что выбран не самый удачный способ устроить федеральному перечню ревизию.
Сергей Юрьев,
ИПОП «Эврика»

?

Log in

No account? Create an account