Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Как учить по новому стандарту?
eurekanext
Воронцов1_ЖЖ

Введение новых стандартов предполагает и внедрение новых учебников, основанных на этих стандартах. Однако недавний приказ министра образования и науки, пока еще, правда, не прошедший регистрацию в Минюсте, в нынешнем своем виде может поставить создание учебников  под угрозу. Кроме того, под угрозой оказывается и разнообразие учебных пособий.
Если приказ в его нынешнем виде вступит в силу, экспертизе сможет быть представлена только линия учебников, а больше шансов пройти экспертизу имеет «система учебников». Это значит, что, например, наш Открытый институт «Развивающее образование» должен будет создать учебники по всем предметам – и по физкультуре, и по изобразительному искусству, и т.д. Кроме того, мы должны будем создать учебники, допустим, по алгебре за 5–9-е классы. Однако мы работаем по системе развивающего обучения Эльконина–Давыдова. В рамках этой системы можно и нужно создавать учебники далеко не по всем предметам. Получится, что если приказ в его нынешнем виде вступит в силу, мы вовсе не сможем представить для экспертизы никакие учебники. Если не будет учебников, то как сможет работать система Эльконина–Давыдова? Получается, что одной из наиболее выдающихся разработок отечественных педагогов, на которой к тому же в значительной мере основаны нынешние стандарты образования, придет конец.
Я не вполне понимаю, реально ли в принципе написать качественные учебники, соответствующие новым стандартам, сразу за 5–9-е классы. Если бы в силе остались прежние правила, учебное пособие сначала получило бы статус «Допущен» и могло бы проходить апробацию в школе. По итогам этой апробации авторский коллектив мог бы внести коррективы в новые учебные пособия для следующих классов. В свете внедрения новых стандартов такая схема представляется логичной. Не вполне понятно, ради чего от нее отказываться.
Приказ министра образования и науки в нынешнем виде, по моему глубокому убеждению, нужен только крупным издательствам. Если раньше для экспертизы представлялся только макет учебника, то теперь уже изданная линию учебников. Если она не пройдет экспертизу, тираж пойдет «под нож». Издательство понесет серьезные убытки. В результате можно понять, почему экспертный совет при Федеральной антимонопольной службе высказал озабоченность складывающейся ситуацией с учебниками. Надеюсь, что она изменится.
Алексей Воронцов,
генеральный директор Открытого института «Развивающее образование»

?

Log in

No account? Create an account