Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Обновление под угрозой
eurekanext
Кузнецова2_ЖЖ

Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников...» вызвал ожесточенные споры среди педагогов, авторов учебников и издателей. Своим мнением о некоторых ключевых понятиях нового «Порядка формирования федерального перечня» поделилась генеральный директор издательства «Дрофа» Ирина Кузнецова.

– Ирина Владимировна, не могли бы Вы пояснить понятия «линия учебников» и «система учебников», важные для нового порядка формирования федерального перечня?
– Понятие «линия» подразумевает все учебники по определенному предмету одного образовательного уровня, т.е., например, учебники математики для 5-го, 6-го, 7-го, 8-го и 9-го классов. Согласно подготовленному Минобрнауки проекту приказа, все учебники должны выходить на экспертизу только линиями.
Понятие «система» подразумевает учебники по всем предметам одного уровня образования. Например, изучаются в 7-м классе русский язык, алгебра, геометрия, физкультура... Учебник будет частью системы, если у издательства есть и подаются на экспертизу учебники по всем этим предметам. Стоит обратить внимание, что для прохождения экспертизы учебник не обязательно должен быть частью системы. Однако если это так,  ему будет ставиться дополнительная оценка, что существенно улучшит его шансы в целом. То есть учебники, входящие в систему, получат существенное преимущество над всеми прочими. Для того чтобы издать учебник по любому предмету, авторы учебника должны будут подождать (несколько лет, заметьте), когда в издательстве будут написаны учебники по всем изучаемым в рамках уровня образования предметам. Если хотя бы один из этих учебников экспертам не понравится, система рушится и в итоге снижается экспертная оценка всех остальных учебников.

– А как вы оцениваете последствия нового порядка экспертизы, предложенного Минобрнауки?
– В целом – негативно. Одно изменение состоит в том, что теперь, кроме экспертизы Российской академии образования и Российской академии наук, предполагается ввести еще общественную экспертизу учебников. Проводить ее будут некие общественные организации по правилам, которые они сами себе напишут. Однако правила эти пока еще не созданы. Получается, что школы будут покупать учебные пособия на средства налогоплательщиков. При этом государство перекладывает часть ответственности за качество этих пособий на некие общественные организации, даже не интересуясь, по каким правилам эти организации будут оценивать качество пособий.
Изменение претерпела и форма экспертного заключения. Раньше каждый эксперт должен был написать развернутое заключение, где так или иначе отмечались все важные параметры проходящего экспертизу учебника. Сейчас предполагается, что эксперты будут по субъективным многомерным критериям отмечать просто наличие или отсутствие тех или иных параметров по принципу «да»/«нет».
Вопрос к экспертам будет, вероятно, формулироваться так: достаточно ли хорошо иллюстрирован такой-то учебник? После чего в случае получения экспертного заключения, которое меня не устроит, я (как любой другой издатель) подам в суд, где докажу, что учебник иллюстрирован «достаточно». А кто и как собирается мне доказывать, что «недостаточно»? Это субъективный критерий, его истинность, если в учебном пособии вообще есть иллюстрации, доказать невозможно.

– Можно ли вообще надеяться на появление новых учебников, если «Порядок...» будет утвержден в нынешнем виде?
– О подготовке и издании новых учебников стоит забыть раз и навсегда. Крайне проблематично собрать коллектив гениальных авторов, которые создадут учебные пособия равно высокого качества. Однако и старые окажутся под угрозой. Большинство из них. Сейчас, к примеру, наше издательство, издает три системы, в которые вписываются все издаваемые нами учебники. Однако есть издательства, которые выпускают великолепные, востребованные учителями учебники, не являющиеся частью системы. Все они исчезнут из школ, так как вряд ли смогут пройти экспертизу. После того как школам придется от них отказаться, они будут вынуждены закупить пособия, прошедшие экспертизу. Далеко не всегда качество их будет столь же высоко, не говоря о том, что школы будут ввергнуты в дополнительные и очень существенные расходы.
На мой взгляд, предложенный Минобрнауки «Порядок формирования федерального перечня...» не приведет ни к чему, кроме монополизации рынка. Непрозрачная и неадекватная оценка учебников приведет к ограничению конкуренции на рынке учебного книгоиздания, к снижению вариативности образования, стагнации педагогической науки, поскольку новым учебникам невозможно будет протолкнуться на образовательный рынок. В итоге качество существующих учебных пособий в целом не только не возрастет, оно скорее понизится.
Беседовала Екатерина Рылько

?

Log in

No account? Create an account