Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Хватит и 2-3-х учебников
eurekanext
Лукутин_ЖЖ

Федеральный перечень учебных пособий включает сейчас порядка трех тысяч учебно-методических комплектов. На мой взгляд, он в действительности переполнен. Проводились исследования, в том числе и общественными организациями, которые показывают, что школы на самом деле рассматривают для себя лишь небольшую часть этих многочисленных учебно-методических комплектов. Там, где формально существует выбор из полутора десятков учебников, реально в большинстве школ имеет место выбор максимум из семи-восьми. Причем два-три одних и тех же учебника используются примерно в 80% школ, а прочие – в оставшихся 15–20%. А сам учитель выбирает в принципе один-два. Спрашивается, зачем издаются все прочие? Это образование или просто бизнес? Так что, представляется мне, федеральный перечень действительно стоит сократить до реалистичных объемов. Но только на основе строгой научно-методической экспертизы.
Если говорить об идее издавать учебники сразу линиями, то она в целом представляется мне очень здравой. Да, есть возражения, и возражения отчасти оправданные. Написать сразу линию учебников сложно. Неплохо бы сначала «обкатать» учебное пособие для, допустим, 5-го класса, а потом уже готовить учебник для 6-го класса с учетом того, как учебник для 5-го был воспринят детьми и учителями.
Однако поддержание единых методических подходов и принципов на протяжении всего обучения ничуть не менее важно для образования. Все учебные пособия должны быть выдержаны в рамках одной концепции. Ведь важно не только содержание учебника. Согласно новым стандартам предполагается, что мы развиваем в школе сначала одни компетенции, потом – другие, и все это происходит поэтапно. Поэтому ситуация, когда учебник для 5-го класса написан согласно одним методическим подходам, а для 6-го – согласно другим, неприемлема. Дети привыкают к определенной методике изложения, а их вдруг начинают «переучивать». Особенно это ощущается при переходе из начальной школы в основную. В такой ситуации последовательного становления компетенций не происходит. Возникает вопрос: как поддерживать единство методологии и концепции? Ответ предлагается простой и понятный – создавать линию учебно-методических комплексов. Зачем это делается? Затем, что, если представлять на экспертизу только один учебник, для 5-го, допустим, класса, экспертам придется поверить авторскому коллективу на слово. Напишет авторский коллектив, что вот, в 5-м классе развиваются одни компетенции таким-то образом, а в 6-м – будут уже следующие. Однако учебник 6-го класса будет проходить экспертизу уже сам по себе, отдельно от учебника 5-го. На мой взгляд, более разумно представить на экспертизу сразу целый учебно-методический комплекс, чтобы эксперты могли убедиться, что действительно, в 5-м классе будут развиваться одни компетенции, в 6-м и 7-м – другие, и все это – в рамках одних и тех же методических подходов.
Отчасти с необходимостью создать представление об истории как истории единого государства и создается историко-культурный стандарт. Неправильно говорить, что в рамках этой концепции будет один учебник. Это просто невозможно, так как где-то история будет изучаться на базовом уровне, где-то – на профильном. Будет несколько учебно-методических комплексов, просто они будут соответствовать единой концепции. Разрабатывается она отнюдь не министерскими чиновниками, но ведущими специалистами по истории России. Предполагается взвешенный, объективистский подход, без оценок вроде «этот – хороший, а этот – плохой».
Если говорить о новом Федеральном стандарте и издании учебников «под него», то тут, на мой взгляд, ситуация переходная. С одной стороны, новый стандарт достаточно серьезно меняет систему преподавания и нужны новые учебники. Пока в них изменилась только обложка – на ней написано о соответствии новому стандарту, и все. В то же время мне представляется, что внедрение нового стандарта – это не только учебники, но и работа учителя, методиста. Главным образом – работа учителя. Так что мне не кажется неправильной ситуация, когда уже зарекомендовавшие себя авторские коллективы изменят уже существующие пособия. Вряд ли изменения будут такими уж радикальными.
Андрей Лукутин,
президент Клуба учителей года Москвы

?

Log in

No account? Create an account