Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Дети в неравном положении
eurekanext
Шмаков_ЖЖ

Издание учебников «линиями», предложенное Минобрнауки России, не спасает от проблем. Директор казанской школы "СолНЦе" Павел Шмаков рассказывает о том, как давно используемые в школах учебники для 7–9-х классов могут поставить детей в неравное положение.

Сейчас много говорят о том, что федеральный перечень учебников слишком велик. На мой взгляд, проблема не в том, что он велик, а в том, что одни и те же темы в разных учебниках предполагается проходить в разное время. В результате в рамках одного учебника из федерального перечня определенную тему предполагается изучать в 8-м классе, а в рамках другого – в 9-м.
Приведу несколько примеров. Учебник по геометрии для 7–9-х классов А.В. Погорелова. Входит в федеральный перечень. В нем тема «Площадь фигур» разбирается в 9-м классе. Учебник по геометрии для 7–9-го класса Л.С. Атанесяна. Тоже входит в перечень. Но в нем тема «Площадь фигур» разбирается в 8-м классе. Тема «Подобие фигур» в учебнике Погорелова разбирается в 9-м классе, а в учебнике Атанесяна – в 8-м. Тема движения у Погорелова опять-таки оставлена для 9-го класса, а у Атанесяна разбирается в 8-м. Результат – уровень знаний у ребят в одном и том же классе разный, причем они сами в этом не виноваты.
Последствия этого для них могут быть весьма печальны. Сейчас ведь многие в 5–9-х классах выбирают школу не по месту жительства, а согласно интеллектуальным предпочтениям. В результате они оказываются в заведомо неравном положении в силу того, что одни учились в 8-м классе по учебнику А.В. Погорелова, а другие – по учебнику Атанесяна. С этой проблемой я столкнулся лично. В нашу школу «СолНЦе» дети собираются со всей Республики Татарстан и из нескольких соседних регионов. Уровень знаний по одним и тем же предметам у них разный. Сами они в этом не виноваты и ничего не могут с этим сделать, так как не могут же они влиять на выбор школой учебников. Да и не представляют, в каком учебнике когда предполагается разбирать ту или иную тему – откуда им это знать? На мой взгляд, ситуация, когда заявленные одинаковыми по уровню учебники ставят детей в заведомо неравное положение, недопустима.
Павел Шмаков,
директор школы «СолНЦе», г. Казань

  • 1

Все единым строем или свобода выбора?

>>>>>>Сами они в этом не виноваты и ничего не могут с этим сделать, так как не могут же они влиять на вbыбор школой учебников.>>>>> Первое... Не знаю как кому, а мне всегда слух режет пафос вины и поиски ответственных. Я же не следователь... Ни "добрый", ни "плохой":-) Второе... Причем тут дети и учебники? А где я сам как учитель Може это проблема профессионализма учителя? Пришел в класс новый ребенок (и пусть не один), - так я его сначала спросить могу, - по какой программе он шел и какими учебниками раньше пользовался... Нашел я как учитель не состыковку и разрыв в подготовке, - помогу ему разобраться и вместе устраним ... Причем тут пафос "неравенства"? Нормальная рабочая ситуация обучения... Третье... Мне вообще проблема учебниов с точки зрения учителя (а не управленцв) представляется надуманной.. Ну, ладно там образовательная программа или базисный учебный план.. А тут подумаешь, - "учебник-заачник-решебник"... В школах Френе во Франции еще в 90-х так вообще каждый рбенок по любому предмету мог сам себе "учебник" написать.. Краткие выжимки по теме для памяти красочно оформить... Так это когда было... А сейчас вообще - сеть Интернета под рукой и поэтому авторский ребячий текст с гиперссылками возможен... Четвертое... Почему содержание учебного предмета долно быть выстроено линейно в жесткой логике пропедевтики...? Еще в 70-х Ланда, Битинас, Левитас... теоретически разработали и в пособиях реализовали так называемое "программированное обучение" - когда движение в содержании происходит по свободной траектории с любой выбранной скоростью при встрече с "проблемной точкой" указан маршрут возвращения назал. Рекурсия... Я против необузданного "буйства многообразия"... Но мне кажется, что возврат к принципу "равенства положений" приведет нас к поиску виноватых, к "войне за справедливость", на которой снова начнем заряжать ружья с дула :-)

Edited at 2013-10-01 08:56 pm (UTC)

Пожалуйста. Первое. «не могут же они влиять на выбор школой учебников» Так пусть влияют! Пусть влияют вместе с родителями. Пусть даже ошибутся – но это будет их выбор, и их ошибка, на которой они многому научатся. То есть здесь не вопрос вины, а вопрос свободы выбора.
Второе. «Нормальная рабочая ситуация обучения». Да, конечно же! Хороший учитель еще и не с тем справится. Речь не о профессионализме учителя, а о системности, о метавзгляде, или, может, о помощи РАЗНОУРОВНЕВОМУ УЧИТЕЛЮ (что греха таить).

Третье. И мне проблема учебников представляется надуманной. Но вот некоторые знакомые мне хорошие учителя считают иначе. Потому и высказался, уважая их мнение.
А вот четвертое интересно! Программированное обучение возможно. Как и блочно- модульное. Возможно и построение содержания в жесткой логике пропедевтики. Намного важнее другое. Например, условия обучения (помните стандарты на условия обучения – Александра Тубельского в противовес навязываемым сейчас стандартам – плеткам, стандарту – дамоклову мечу над головами детей). Важно качество подготовки учителя и его любовь к детям (что намного важнее качества учебников). Да и многое другое несказанно важнее обсуждаемого здесь и сейчас – например, уменьшающаяся с 5, 4 на 3, 9 процента доля федерального бюджета, предназначенного на образование к 2016 году.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account