Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Считаем финансы
eurekanext
Шадрина8_ЖЖ

С 1 сентября 2013 года на все субъекты Российской Федерации в соответствии с Законом об образовании № 273-ФЗ возлагаются обязательства по обеспечению прав граждан на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в муниципальных и негосударственных дошкольных образовательных организациях.
Исходя из анализа ситуации, наблюдаем, что только 10% субъектов имеют нормативный акт, закрепляющий величину норматива на реализацию программ дошкольного образования и готовы к выполнению своих полномочий.
Ситуация усложняется еще и тем, что с 1 сентября 2013 года должен быть введен федеральный Стандарт дошкольного образования, но пока только проект Стандарта прошел общественные обсуждения и согласован Советом по стандартам Министерства образования и науки Российской Федерации. Все в ожидании, когда появится утвержденный Стандарт, чтобы в методике расчета норматива отразить его особенности.
Норматив будет принят, и всем муниципальным образованиям будут предоставлены субвенции, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг).
Целью определения норматива финансирования на реализацию различных форм предоставления услуг дошкольного образования и воспитания является обоснованное и эффективное расходование бюджетных средств на дошкольное образование, обусловленное федеральным стандартом, условиями и требованиями к оказанию той или иной формы услуги дошкольного образования и воспитания.
Эта задача стала еще более актуальной при размещении заказа на оказание таких услуг у организаций различных организационно-правовых форм.
Поскольку в Стандартах центр тяжести перенесен с требований к результатам на требования к условиям, то становится очевидным, что главным предметом финансового обеспечения являются психолого-педагогические, материально-технические условия, создание предметно-пространственной среды и обеспечение кадрами.
Также важен режим пребывания ребенка в организации и вид программы (коррекционная, общеобразовательная и др.).
В финансовых условиях проекта ФГОС дошкольного образования описаны расходы организации, связанные с реализацией программы, и закреплено, что объем финансового обеспечения должен быть достаточным и необходимым для таких расходов.
Попробуем разобраться, что должен включать в себя норматив на реализацию программы дошкольного образования и какое финансовое обеспечение муниципального задания придет в дошкольные организации.
Образовательные услуги дошкольной организации – это услуги, связанные с воспитанием, обучением и развитием детей дошкольного возраста. Особенностью образовательного процесса в детском саду является его непрерывность, то есть воспитание, обучение и развитие детей осуществляются в течение всего времени пребывания детей в детском саду: на занятиях, в различных видах деятельности и при проведении режимных процессов.
Обеспечение предоставления услуг дошкольного образования осуществляется на основе определения комплекса нормативов финансирования, который включает нормативы:
– на реализацию образовательных услуг,
– на присмотр, уход и оздоровление.
Организация, имеющая право предоставлять услуги ухода, присмотра, оздоровления, вправе оказывать дошкольную услугу по присмотру, уходу и оздоровлению, не оказывая образовательную услугу. В таком случае эта организация финансируется в соответствии с нормативом на присмотр, уход и оздоровление.
Норматив финансирования на реализацию основной образовательной программы дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях – это минимально допустимый объем финансовых средств, необходимых для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в дошкольной образовательной организации.
Региональный норматив финансового обеспечения образовательной деятельности по виду образовательной программы на одного воспитанника должен включать в себя:
– расходы на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда педагогического и административно-управленческого персонала, младших воспитателей и (или) помощников воспитателя дошкольных образовательных организаций;
– расходы на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы, канцелярские товары, игровой, спортивный инвентарь, оплату услуг связи, в том числе расходы, связанные с подключением к информационно-коммуникационной сети интернет и платой за пользование этой сетью и иные хозяйственные нужды (далее – расходы на обеспечение воспитательно-образовательного процесса);
На уровне субъекта может быть принято решение включать в норматив расходы, связанные с дополнительным профессиональным образованием педагогических работников по профилю их деятельности.
При расчете норматива финансирования на оплату труда и обеспечения воспитательно-образовательного процесса в расчете на одного воспитанника необходимо учитывать следующие показатели:
– среднюю заработную плату работников общего образования субъекта Российской Федерации за первый квартал года, предшествующего планируемому финансовому году;
– количество воспитанников, приходящихся на одного воспитателя (на уровне субъектов Российской Федерации можно установить нормативным актом свои соотношения, например 1 к 10).
– продолжительность пребывания детей в группе (в проекте Стандартов написано, что программа реализуется в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду, поэтому значение данного показателя зависит от режима работы детского сада).
В Стандарте даются ключевые характеристики среды: предметно-пространственная среда организации (группы) должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной и доступной, что дает представление о возможных расходах на реализацию образовательной программы дошкольной организации и о выделении субсидий на обустройство группового пространства по различным целевым программам.
Нужно отметить, что расходы на учебные пособия, средства обучения, игры, игрушки на этапе внедрения Стандарта не могут составлять 2% (как это сейчас происходит в школах в большинстве субъектов). Дошкольное образование всегда финансировалось по остаточному принципу, что сказалось на материально-технической базе, кадровых ресурсах и др. Поэтому уже сейчас субъектам важно дать сигнал, какие потребности возникнут в детских садах при введении ФГОС (экспертно это может быть от 15%).
Финансирование услуги по реализации программы в соответствии с существующим законодательством (83-ФЗ) зависит от количества воспитанников и качества оказываемой услуги.
Поэтому показатели, характеризующие выполнение государственного (муниципального) задания учредителя на оказание государственных (муниципальных) услуг дошкольного образования, должны учитывать требования Стандарта к условиям реализации программы, и здесь повышается ответственность учредителя как главного распорядителя бюджетных средств и заказчика.
В финансовых условиях проекта ФГОС дошкольного образования описаны механизмы финансирования Г(М)З и сделан акцент на то, что показателем качества услуги должна являться образовательная среда как результат реализации требований к условиям.
Возможные эффекты от введения ФГОС дошкольного образования:

  • Расширение самостоятельности дошкольных образовательных организаций через внедрение новых финансово-экономических механизмов.

  • Повышение эффективности и качества услуг в сфере дошкольного образования.

  • Расширение возможности негосударственным образовательным организациям претендовать на бюджетные субсидии по возмещению затрат на реализацию программ.

Все педагогические работники, родители, представители органов исполнительной власти субъектов РФ ждут выхода Стандарта дошкольников.
Надеемся, что ожидания оправдаются, и Стандарт будет действительно понятным документом не только для разработчиков программ, педагогов, общественности, но и для финансистов, которым предстоит посчитать финансовое обеспечение так, чтобы оно было достаточным для реализации первого в Российской Федерации Стандарта дошкольного образования.
Наталья Шадрина

?

Log in

No account? Create an account