Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Детство в «большой семье»
eurekanext
кравцова_ЖЖ

Программа «Золотой ключик» появилась в конце 1980-х гг. Министром образования тогда был Эдуард Днепров, и он поощрял проекты в области образования. Это было время, когда многие писали новые концепции. Наша концепция создавалась мной, Геннадием Кравцовым и Еленой Бережковской. Родилась она из несогласия с рядом коллег, создававших концепцию дошкольного образования. Мы создали собственную, и она-то и легла в основу программы «Золотой ключик».
Опираясь на идеи выдающегося отечественного педагога Льва Выготского, мы отказались от нескольких принципиальных моментов, лежащих в основе принятого в России дошкольного образования. Один из них – это жесткое деление детей по возрасту. Напротив, у нас все группы разновозрастные, устроенные по принципу большой семьи, где есть дети разного возраста. Это позволяет старшим детям учиться заботиться о малышах, а тем, в свою очередь, – развиваться быстрее. Другой важный принцип, который лежит в основе нашей концепции, – это обучение через игру. Мне приходилось неоднократно спорить с людьми, отстаивающими мнение о том, что в дошкольном учреждении воспитанники должны подчиняться жесткому расписанию занятий: «с 9 до 11 музыка, потом – рисование и т.д.». Мне представляется, что такой вариант не соответствует возрастному развитию дошкольников. Поэтому в рамках программы «Золотой ключик» все обучение происходит через игру.
К примеру, воспитательница, работающая с детьми, вдруг не может говорить. Помочь ей может только цветок, растущий в Африке. Тут же дети начинают узнавать, что такое Африка? Где она расположена на карте? Как попасть в Африку, что там растет, какие животные там встречаются? Они создают собственную «Африку» там, где играют или там, где гуляют. Они придумывают язык, на котором в Африке говорят. Языковые игры, кстати, – важный элемент программы. Дети любят придумывать слова, и это необходимо развивать – ведь в будущем это поможет им лучше анализировать фонемы в школе, изучать иностранные языки. Дети играют в африканцев, поют, танцуют. Наконец, они находят цветок, и воспитательница не просто начинает с ними говорить – она рассказывает им что-то интересное или поет им песенку и танцует вместе с ними.
Мы считаем, что особенности психологии дошкольников не позволяют им нормально развиваться в ситуации, когда они должны строго по расписанию, три раза в неделю заниматься музыкой и хореографией. Пусть это происходит посредством игры в машину времени, в путешествие в каменный век или за Полярный круг. Это позволяет развивать эмоции, фантазию, учить детей выстраивать отношения в группе.
Другой важный принцип – участие родителей в жизни детского учреждения, детей. Мы с самого начала сделали на это акцент, так как отношения в семье – важнейший элемент детства. В детских садах, реализующих программу, родителям помогают выстраивать бесконфликтные отношения с детьми, играть с ними.
Программа «Золотой ключик» некоторое время реализовывалась в Москве в нескольких учреждениях, однако потом таких детских садов постепенно стало становиться все меньше. Она не вызывала нареканий со стороны родителей, однако у нее есть некоторые особенности, одна из которых – большее, по сравнению со стандартными методиками, штатное расписание. Кроме того, в рамках нашей концепции предполагается, что в группе больше воспитателей и меньше приходящих специалистов – преподавателей музыки, хореографии и т. д. Это связано с тем, что группы разновозрастные и требуют больше внимания. Кроме того, я считаю, что обилие учителей музыки и хореографии ничего не делает для развития ребенка. Только красивый номер для взрослых поставить раз в полгода – вот весь эффект. Детям же важнее взрослые, которые постоянно находятся рядом с ними, а не приходят на два часа пару раз в неделю. Возможно, из-за этого количество учреждений, реализующих программу, сократилось. Сейчас она идет в двух частных детских садах в Москве, плюс кое-где существуют отдельные элементы.
Сейчас можно надеяться на возрождение программы «Золотой ключик». Дело в том, что она создана на тех же принципах, что и новый стандарт дошкольного образования, и как нельзя лучше ему соответствует. Стандарт разрешает трех воспитателей в группе – как раз то, что было нужно нам. Сейчас наша исследовательская группа реализует грант правительства Москвы. Мы надеемся, что по его результатам наша программа вновь станет популярной.
Елена Кравцова,
директор Института психологии им. Л.С. Выготского, РГГУ

  • 1
"Стандарт разрешает трех воспитателей в группе" - ??? Где?

  • 1
?

Log in

No account? Create an account