Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Увидеть ребенка
eurekanext
толоконникова_ЖЖ

История нашего центра началась с того, что в 2001 году мы с мужем решили не отдавать нашего сына-первоклассника в школу, а оформиться на семейное обучение. Мы тогда жили в районе Чертаново. Еще в двух семьях наши друзья тоже учили своих детей самостоятельно. Через пару лет мы решили, что хорошо бы ребятам общаться между собой. Объединились, сняли квартиру. Так возник наш центр. Через какое-то время к нам присоединились еще люди из того же района, желавшие заниматься с детьми самостоятельно. Мы организовали клуб семейного обучения. За пять лет была оказана поддержка более чем 30 семьям, обучение прошли около 60 детей. Потом я перебралась в Подольск, и центр переехал вместе со мной.
Я считаю, что центры семейного обучения важны для родителей, которые хотят перевести ребенка на эту форму, но не уверены в себе, а также не готовы взять на себя всю нагрузку. Более опытные родители – преподаватели центра могут оказать новичкам психологическую, методическую, дидактическую поддержку. Пройдя курс обучения в тьюторской магистратуре, я могу утверждать, что подобные центры выполняют тьюторскую функцию, сопровождая родителей в становлении их самостоятельности (субъектности) относительно образования их детей.
На мой взгляд, семейное обучение имеет массу преимуществ. В школах, даже очень хороших, каждый учитель считает самым главным свой предмет. В рамках семейного обучения родитель видит своего ребенка и его развитие как цель обучения, а предметы как средство. Он может понять, что если ребенок хочет стать мультипликатором, ему не нужно изучать химию выше элементарного базового уровня. Пусть он больше времени посвятит литературе и истории. Кроме того, сравнивая детей, чьи родители выбрали семейную форму с самого начала, с теми, кто к нам приходит из школы, могу отметить более высокую самостоятельность, которая формируется при домашнем обучении. Конечно, первые год-два родители много занимаются с ребенком. Но по мере взросления он все больше учится работать самостоятельно. Мы, в свою очередь, предлагаем родителям методики, рассчитанные на формирование навыков самостоятельной работы. Собственно, это как раз то, чего требует от детей новый стандарт.
Приходят к нам разные люди с разными историями. Многих интересует просто доброжелательная атмосфера, которую не то чтобы часто встретишь в школе. Бывает, что у ребенка категорически не складываются отношения с учителями или одноклассниками, исчезает мотивация. Бывает, что нужно готовиться к ГИА и ЕГЭ, есть четкое представление о том, куда хочется поступать, и школьная нагрузка только мешает. Тяжелее всего приходится тем, кто уходит на семейную форму из-за учебных проблем в школе. Если дети уже подзапущенны, нам тяжело брать на себя ответственность за исправление в короткий срок того, что школа портила семь или восемь лет.
Если говорить о трудностях, то бывают трудности в отношениях со школой. Большинство директоров не очень доброжелательно смотрят на семейную форму. Бывает и так, что ребенок уходит на семейную форму из-за проблем с учителями, а те как будто задаются целью показать, что без них он ничего собой не представляет. Ставят очень жесткие условия для прохождения аттестаций, контрольных. (К счастью, бывают и очень доброжелательные директора и учителя, с которыми приятно сотрудничать).
Актуальная проблема сегодняшнего дня – ситуация с финансированием СО. Московские родители, обучающие детей дома, получали через школы денежную компенсацию в размере норматива, выделяемого на каждого школьника. Без каких-либо разъяснений и извинений от управлений образованием через школы поступила информация, что выплаты производиться не будут (это связано со вступлением в силу нового Закона «Об образовании», по которому «семейники» считаются обучающимися «вне образовательных организаций»). Как этот вопрос будет решаться в дальнейшем – пока неизвестно.
Татьяна Толоконникова,
руководитель Центра поддержки и сопровождения семейного образования,
г. Подольск

?

Log in

No account? Create an account