Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Конкурсный отбор директоров в Польше
eurekanext
Марек2_ЖЖ
Решение о том, что директором школы в Польше должен стать какой-то конкретный человек, не спускается сверху. Директором школы можно стать только после конкурса, выборов. Об этом «iВО» рассказал Марек Борковски, директор гимназии имени Хелминских Епископов, г. Любава, Республика Польша.

– Как считаете, выборы – это хорошо, если дело касается выборов директора школы?
– Право на выбор – дело хорошее, но только в том случае, когда не вмешивается политика, и комиссия смотрит только на профессиональные компетенции кандидата.

– Расскажите, как происходят выборы директора?
– Мэр, президент города или староста района объявляют, что через три недели, например, состоятся выборы, уточняют дату. Самое важное, что в этом объявлении содержится информация о том, как будут проходить выборы и какие документы надо прислать в администрацию до конкурса. Потом назначают комиссию, которая как жюри будет определять лучшего – обычно это три человека из администрации, два куратора из управления образования региона, один учитель из школы, один родитель и один представитель профсоюза.

– Директор представляет свою программу развития школы? В чем заключается конкурс?
– Директор готовит план развития школы и делает презентацию, а потом отвечает на вопросы комиссии. После выступления всех кандидатов комиссия тайно совещается и выносит решение. Выигрывает тот директор, за программу которого было отдано больше голосов.

– И как считаете, та система, которая существует, совершенна, или в ней есть какие-то недочеты, которые вы бы исправили?
– Большой минус в том, что среди членов комиссии – люди, которые вообще не имеют педагогического образования, и большинство голосов у администрации.

– В Польше директоров школ готовят специально? Или все они – бывшие учителя, окончившие педагогический вуз?
– У нас директором школы может стать только учитель, который окончил аспирантуру педагогического университета.

– По-вашему, директор должен быть больше менеджером или педагогом?
– Если попробовать выразить соотношение в процентах, то директор должен быть на 70 процентов менеджером и на 30 процентов педагогом.
Меньше указов и больше демократии в управлении – в этом залог успеха.
Кстати, оценивать директора нужно не по тому, что он хочет сделать, а по тому, что уже сделал.

– Какие качества должны быть у директора школы?
– Директор школы должен всегда быть в хорошем настроении, при этом одновременно быть серьезным. Он должен уметь слушать, быстро принимать решения и расставлять приоритеты, что важнее сделать сейчас, а что можно отложить на потом. Важно идти в ногу со временем и понимать, что нужно школе, и быть в курсе всех образовательных новостей.
Директор не должен бояться говорить о проблемах своей школы, ведь только так возможно сделать школу лучше. Помимо того что у него должен быть свой план развития школы, директор должен быть открытым к инновациям и нестандартным смыслам, искать партнеров, спонсоров, которые могут помочь школе.
Беседовала Олеся Салунова


Как становятся директором английской школы
Хиггинс_ЖЖ

Я всегда мечтал быть судебным экспертом. Но когда я окончил химический факультет Университета в городе Лидс, мне не представилось возможности исполнить свою мечту. Я стал рассматривать альтернативные варианты. И профессия учителя мне показалась наиболее привлекательной.
Я вернулся в свою старую школу и начал работать под руководством учителя, к которому я испытывал огромное уважение. Как-то очень быстро я понял, что мне нравится учить. Мне нравилось рассказывать детям о химии. Время шло, вокруг происходили разные процессы, совсем быстро я стал руководителем методического объединения учителей естественных наук.
Я стал осознавать, что могу быть более полезным, когда принимаю какие-то важные решения. Прошло семь лет, и я перешел в большую школу в Саттон Колдфилде, рядом с Бирмингемом. Школа была новой, и у меня появилась возможность участвовать в разработке новых лабораторий и в выборе учебной программы.
Здесь я также занимал руководящую позицию среди учителей, и у меня была возможность высказывать свое мнение об организации работы в школе. Но чем дольше я оставался на этой позиции, тем яснее стал осознавать, что для того чтобы справляться с барьерами на пути к развитию, мне необходимо занимать более высокий пост. Репутация у меня в этой школе была хорошей, и я стал заместителем директора. В целом я семь лет руководил объединением учителей, а потом шесть лет я был заместителем директора школы.
Пока я был заместителем, у меня появилось желание быть руководителем. И я захотел стать директором школы! В то время в Великобритании был очень большой конкурс на должность директора школы. Нужно было набраться терпения и иметь настойчивость, чтобы найти ту школу, которая тебе подходит, и кроме того, ту школу, которая захотела бы принять тебя. Процесс был очень болезненным. Необходимо было заполнять различные формы, описывать на бумаге свои амбиции, желания, стратегию и опыт.

David with Chairman
Дэвид Хиггинс с председателем попечительского совета школы

Мне пришлось заполнить около 120 заявлений. У меня было 12 интервью. Интервью проводили члены совета попечителей, а это от восьми до 12 человек. Однажды со мной беседовал целый Совет графства в количестве 28 человек.
Иногда во время интервью было понятно, что комиссия имела представление о том, какой человек им нужен, а иногда я сам приходил к мнению, что данная определенная школа меня не устраивает.
Моя двенадцатая встреча проходила в графстве Энфилд. Это на севере Лондона. Здесь я беседовал с членами попечительского совета школы и директором местного департамента образования. Я очень хорошо запомнил этот день. Погода была ясной, солнце светило прямо мне в лицо, я не мог разглядеть ни одного лица в комнате, а видел только силуэты. В дополнение к этому один из кандидатов курил огромную сигару. В общем, чувствовал я себя не очень хорошо.
Для меня эта беседа была самым ужасным интервью. И как же я был удивлен в конце дня, когда мне предложили пост директора. Предложенная мне школа показалась не идеальной. Это была школа только для мальчиков. А я считал, что школы должны быть смешанными. И кроме того, школа располагалась в районе, где очень дорого стоило жилье. Но школа ухудшила результаты, и ей требовалась свежая инъекция энтузиазма, а у меня его было много. Но если быть честным до конца, то ситуация в школе была намного хуже, чем мне ее описывали во время интервью.
Ну а в результате сложнейшая задача превратилась в мое преимущество. Было так почетно превратить отстающую школу, которая не пользовалась авторитетом среди родителей, в успешную и уже смешанную школу, которая стала достойным и счастливым местом для обучения детей. У меня не было ни одного дня, когда бы мне не хотелось идти в школу. И для меня было огромной  удачей иметь такую возможность в жизни.
Дэвид Хиггинс
Перевела Ольга Иваницы

?

Log in

No account? Create an account