Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Мы перестали бояться стандарта «дошколки»
eurekanext
Пустошкина_ЖЖ
Байкальский образовательный форум был мне полезен тем, что я смогла получить ответы на многие интересующие меня вопросы. Это вопросы, связанные со стандартом дошкольного образования и с общим образованием. Кроме того, я смогла познакомиться с очень интересным опытом общественно-государственного управления Республики Бурятия.
Главный ответ, который я получила, – это то, что внедрения стандарта «дошколки» не стоит бояться. К увеличению родительской платы он, по всей видимости, не приведет. И в целом это очень разумный и взвешенный документ. Тем не менее у меня остались некоторые вопросы. Связаны они в основном с расписанием занятий дошкольного учреждения. Очень много говорилось о том, какие виды деятельности полезны дошкольникам. Однако мне осталось не вполне понятно, как именно они будут формализованы, какое расписание можно составить.
Было очень интересно послушать про школьное образование. Для меня остается очень большой проблемой то, что наш взгляд на школьное образование по-прежнему в основном педагогический. Как все эти прекрасные, разумные и вечные вещи перекладываются на язык экономики, мне непонятно. Хотелось бы понять, как уровень образования соотносится с финансированием. Какого финансирования достаточно, чтобы уровень образования был высоким? Какого – чтобы он оставался на приемлемом уровне, а с какого уровня финансирования начинается низкий уровень образования? Мне представляется, что нам еще предстоит совершенствовать и совершенствовать механизмы формирования муниципальных заданий учреждениям.
Наконец, очень полезно для меня было познакомиться с опытом Республики Бурятия. У нас в России в целом все-таки, когда речь идет об общественном управлении образованием, обычно всяк старается преследовать свои интересы – и только. Все общественное управление сводится к целям в духе «чтоб моего ребенка взяли в хороший садик». Здесь же на уровне всей республики удалось создать систему действительно общественного управления, когда участники думают не только о себе, но и об обществе.
Анна Пустошкина,
начальник отдела образования Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону


Условия развития детства
Митрофанова1_ЖЖ

Впервые за последние 30 лет по инициативе Института проблем образовательной политики «Эврика» разрабатываются комплексные документы, которые послужат серьезным основанием для развития дошкольного образования. Это и стандарт, и проект норматива, и муниципальное задание. Все эти три пункта отдельно рассматривать неэффективно. Они взаимосвязаны.
Второе. Результатом качества образования становятся условия. На мой взгляд, это справедливо, потому что каждый ребенок индивидуален, и у каждого своя траектория и темп развития. И тот многолетний критерий, который давно критикуют эксперты, – готовность к школе – абсолютно неадекватен показателям качества дошкольного образования. В связи с этим оценка качества с позиции условий – абсолютно справедлива. При этом в стандарте исчерпывающе описаны все условия, которые могли бы быть: психолого-педагогические, кадровые условия, предметно-развивающая среда, финансовое обеспечение. При том обстоятельстве, что будет обеспечено муниципальное задание, это позволяет создать действительно качественные условия, условия развития детства.
На первом рассмотрении стандарта дошкольного образования такой показатель в нормативе, как соотношение воспитателей и детей, не был принят. Но мы как представители инновационного дошкольного образования этот показатель всецело поддерживаем. Потому что все 15 лет, реализуя собственную авторскую программу «Пропедевтика развивающего образования», мы знаем, что ее невозможно реализовать в группе с большим количеством детей. Уже сейчас мы ищем лазейки и строим образовательную программу таким образом, что в группе на одного педагога приходится не более 10 детей. К сожалению, пока это не финансируется так, как бы нам хотелось. В резолюции Байкальского образовательного форума участники предложили выделить среди обязательных коэффициентов соотношение количества педагогических работников и детей. Это надо продвигать.
Кроме того, очень важно, что стандарт поддерживает все формы дошкольного образования, в том числе и негосударственный сектор. Но тут есть свои риски. В Бурятии еще в 2008 году было издано распоряжение главы Республики Бурятия о том, что необходимо разработать порядок финансирования и норматив. Их разработка входит в полномочия органов местного самоуправления, но ни одно из 23 муниципальных образований этого не сделали.
В городе сейчас реализуется проект «Образовательные округа», который предусматривает реорганизацию образовательных учреждений всех уровней общего образования путем их слияния. И мы в нашем образовательном округе проблему поддержки частных детских садов через частное муниципальное партнерство поднимали и обсуждали. То есть мы как муниципальное учреждение можем брать на себя муниципальное задание по расширению сети и предоставлению услуги реализации общеобразовательной программы частным детским садам. У нас есть лицензия, мы имеем на это право. И мы для них эту услугу реализуем. Мы можем сотрудничать с ними, получать средства для создания условий, поскольку это должно быть обеспечено государством, оказывать методическую поддержку в какой-то степени и контролировать. В то же время у учредителя есть гарантия, что будут обеспечены дополнительные места и эффективно расходоваться средства.
Мы это обсуждаем и с общественностью, в том числе с родителями.
Конечно, каждой маме хочется, чтобы ее ребенок был самый лучший, самый успешный. И на самом деле это так и есть: каждый ребенок – самый лучший. Проблема педагогов, что они не могут этого разглядеть. Естественно, что никому не хочется, чтобы его ребенка отслеживали, диагностировали, сравнивая с другими детьми. И этот пункт в стандарте описан: все исследования могут быть сделаны только с разрешения родителей и по их желанию.
В регионах есть «дорожные карты» (план мероприятий) по реализации дошкольного образования. И, хотя полномочия финансирования разделяются между региональным бюджетом и муниципальным, мы тем не менее ожидаем увеличения финансирования. Но в то же время понимаем, что те условия, которые прописаны, невозможно будет реализовать в один год. Поэтому, если дадут задание, а руководители не будут обеспечены финансами, есть риск, что такое задание не будет выполнено. Решением проблемы может стать разработка в муниципалитете «дорожной карты», согласованной с каждым учреждением, которое реализует общеобразовательную программу дошкольного образования. В рамках «дорожной карты» необходимо будет прописать муниципальное задание по нарастающей и сопровождать все это финансированием.
Татьяна Митрофанова,
директор МАОУ «Начальная школа – детский сад № 92 “Медвежонок”», г. Улан-Удэ


Ждем участия родителей
корниенко1_ЖЖ

Улучшились взаимоотношения с родителями, стало меньше обращения родителей по поводу недовольства какими-то действиями детского сада. Что имеется в виду? Если родители знают, что происходит в детском саду, если они сами принимают в этом участие, то у них достаточно информации.
Лариса Корниенко,
заведующая д/с №5 «Полянка», г. Южно-Сахалинск


Шаги на пути к стандарту дошкольников
Шадрина8_ЖЖ

В первую очередь на БОФе обсуждалась проблема внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Вообще это исторический момент, так как стандарт дошкольного образования впервые принимается в РФ. Пока трудно сказать, хорошо это или плохо.
Первый сюжет. Если посмотреть внимательно сам стандарт, мы обнаружим, что наиболее значимым блоком являются требования к условиям. Стандартизировать условия, мне кажется, очень важно и нужно. Требования к результатам прописаны как целевые ориентиры и заданы достаточно рамочно, потому что «Три Т» в законе «Об образовании» существуют: требования к структуре программы, требования к условиям, требования к результатам.
Второй сюжет – это финансовое обеспечение стандарта дошкольного образования. Понятно, что ввести стандарт без ресурсного обеспечения практически невозможно. Нужно что-то менять. Всплывает серия таких проблем, как кадры, материально-технические ресурсы. Мы знаем, что дошкольное образование достаточно долго находилось в стороне, вне государственной политики, когда все модернизационные процессы проходили в основном в системах общего и профессионального образования.
Сейчас как раз наступает то время, когда модернизация дошкольного образования тоже происходит. Понятно, что сюда будут вовлечены различные ресурсы, федеральные средства, средства субъекта РФ, муниципальные средства, тем более задачи стоят такие, как обеспечение услуг дошкольного образования до 100% детей, которые проживают на территории. И конечно, проблема очень серьезная. Мы же понимаем, что введение ФГОС – это другое содержание образования и совершенно другие посылы. Поэтому кардинально должна меняться ресурсная база.
Другая проблема, которая является ключевой, – это развитие негосударственных форм дошкольного образования. Притом что мы очень долго и давно про это говорим и понимаем, что негосударственные детские сады возникают вне зависимости от того, есть условия или нет, поскольку потребность есть. В разных субъектах по-разному. Есть регионы, где до 10% показатель федерального значения по «дорожным картам» достигнут, и этот сектор развивается. А есть субъекты, где негосударственных образовательных учреждений единицы, и они в принципе не видят перспективы для собственного развития. Конечно, многое зависит от политики самого субъекта РФ, от того, какие условия он создаст, могут ли негосударственные образовательные организации претендовать на бюджетные субсидии на реализацию образовательной программы. Поскольку это обязанность органов исполнительной власти уровня субъекта РФ обеспечить всех дошкольным образованием, тогда, по логике, получается, что могут. Но при каких условиях? Что им нужно поменять в своей организационной форме, в приобретении лицензии и т.д.? Череда вопросов возникает. И, мне кажется, очень важно создать информационное пространство, где негосударственная образовательная организация могла бы занять собственную нишу и понять, куда и как ей двигаться. Третий сюжет касается механизма ликвидации очередности в дошкольные учреждения. Каков он будет? Как люди будут посещать негосударственные сады, если мы знаем, что существует немало индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги как образовательные, так и по уходу и присмотру, которые не зарегистрированы либо зарегистрированы как индивидуальные предприниматели. Мы не можем убрать детей из очереди, а очередь продолжает расти, несмотря на то что они получают какие-то услуги.
Проблем очень много. Сейчас важно сформулировать четкие предложения для Министерства образования, для правительства РФ, которые бы могли стать неким посылом для изменения существующих норм о том, какие шаги нужно сделать и какие сигналы дать субъектам для того, чтобы стандарт состоялся.
Наталья Шадрина,
заместитель директора АНО «Институт проблем образовательной политики “Эврика”»

?

Log in

No account? Create an account