Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Емкий мониторинг
eurekanext
Запалацкая_ЖЖ


Московская область, наверное, одна из первых приступила к внедрению региональной системы электронного мониторинга. Мы его создавали несколько лет, и на сегодняшний день это очень серьезная и важная составляющая системы управления развитием образования региона.
Наша система электронного мониторинга объединяет несколько ступеней образования, у нас введены все данные о системе общего образования. С 1 января 2013 года был запущен мониторинг системы дошкольного образования, вводится целый блок, который посвящен системе профессионального и дополнительного образования. Мы планируем, что через год у нас будет завершена вся система с учетом деятельности всех 4035 образовательных организаций, которые действуют на территории Московской области. Это колоссальная цифра.
Нужно сказать, что емкость этого электронного мониторинга позволяет вводить показатели, которые так или иначе характеризуют качество образования более чем по 500 характеристикам. С одной стороны, цифра очень впечатляет и кажется избыточной, с другой стороны, вопрос в том, каким образом и какие именно мы аспекты затрагиваем, смотрим, каким отдаем приоритет. Крайне важно понять, что наша региональная система электронного мониторинга полностью адекватна, она сочетается с федеральной системой мониторинга, который был введен на базе комплексной модернизации общего образования (КПМО), это «Наша новая школа» и проект модернизации системы общего образования. Она полностью соотносится со всеми этими данными, всеми этими базами. Это очень важно, потому что мониторинг образования проводится с федерального уровня. Но риски тоже есть. Это избыточность и разнородность запрашиваемых данных, ведь мониторинг проводится каждый год, что иногда по-разному позволяет выстроить логичную систему с уровнем показателей. Их приходится сопоставлять и понимать, как один показатель прошлого года отличается от показателей этого года. Поэтому очень важно унифицировать эту систему показателей, сделать базу первичных данных, перечислить их и четко обозначить. Они требуются от каждой школы, это необходимо для того, чтобы у нас создавалось общеобразовательное пространство. Мы о нем очень много говорим. Но если раньше мы говорили, что оно формируется учебными материалами, комплектами учебников, методическими материалами, то сегодня оно создается данными мониторинга.
Сбор разнообразных данных, которые показывают динамику развития, не самоцель. Это некое условие для того, чтобы понять, каким образом и что именно необходимо сделать с точки зрения управления, для того чтобы система развивалась и чтобы качество образования становилось лучше. Это всего лишь инструментарий.
Мы должны сделать так, чтобы каждый гражданин нашей большой Российской Федерации сегодня был удовлетворен качеством образования и дошкольного, и общего, и любого иного. И, конечно, чтобы каждый ребенок, получающий образование, был совершенно адекватен этому миру, чтобы он был успешен в этом мире, чтобы он быстро адаптировался, умел менять социальные модели.

Вероника Запалацкая,
заместитель министра образования Московской области


Единая система мониторинга
фирсова_ЖЖ
На форуме обсуждалась проблема создания системы оценки качества образования и унифицированных измерителей качества образования – как учебных, так и внеучебных достижений учащихся. Кроме того, поскольку мы занимаемся мониторингом, для нас важно создание единой системы мониторинга, которая бы позволяла не просто сравнивать показатели, выполнил регион взятые на себя обязательства или нет, а позволяла бы проводить анализ ситуации, которая складывается в том или ином образовательном учреждении, искать выходы из проблемных ситуаций и принимать серьезные управляющие решения.
В Московской области система оценки качества образования меняется коренным образом. Мы уходим от линейных рейтингов. И та модель оценки качества образования, которая у нас существует уже несколько лет, – кластерная модель, дает положение каждого муниципалитета в определенном кластере. Нет плохих, есть проблемные кластеры. Как мы размещаем наши территории по группам? Мы считаем интегральные показатели уровня процесса и интегральные показатели уровня результата. И в зависимости от того, в какую группу попадает наш муниципалитет, рассматриваем те проблемы, которые им мешают достичь того или иного уровня. Общая система показателей, которая есть в системе, дает возможность определить не только какие-то проблемы, но и выявить механизмы решения и принять верные управленческие шаги, которые позволят выйти на другой уровень.

Анна Фирсова,
начальник отдела мониторинга и статистики
Центра качества образования Академии социального управления

?

Log in

No account? Create an account