Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Общество – у руля образования
eurekanext
Тотров_ЖЖ
В условиях обновления российской системы общего образования в качестве одной из важнейших предпосылок успешности этого процесса все более активно выступает участие общественных институтов в управлении образованием, в реализации основных направлений его модернизации.
Посыл, лозунг, декларация – практическая деятельность. Естественно, как и в любом институте, они могут расходиться, и наша задача состоит в минимизации этих расхождений.
В Республике Северная Осетия – Алания уже имеется определенный опыт привлечения общественности к проблемам образования. Более того, благодаря таким федеральным программам, как приоритетный национальный проект «Образование», Комплексный проект модернизации образования, президентская инициатива «Наша новая школа» сегодня можно говорить о построении общей системы государственно-общественного управления образованием республики, охватывающей все образовательное пространство. Эта система на региональном уровне представлена Советом по образованию при главе Республики Северная Осетия – Алания, на муниципальном уровне – муниципальными общественными советами, на школьном уровне – школьными управляющими советами, функционирующими во всех общеобразовательных учреждениях республики.
Пример вовлечения общественности в управление образованием на муниципальном уровне, на наш взгляд, можно рассматривать как перспективный, поскольку возник он в рамках действующей нормативной базы и «административного» менталитета и по сути своей означает, что органы местного самоуправления собственными нормативными актами создали советы и взяли на себя обязательство не принимать решений без согласования с созданными органами.
Активно идет процесс по созданию органов государственно-общественного управления в дошкольных образовательных учреждениях, в учреждениях дополнительного образования, в коррекционных школах-интернатах.
В республике сформировались различные модели государственно-общественного управления с учетом форм социального партнерства – управляющие советы, школьные советы, общественные родительские объединения, попечительские советы.
Если несколько лет назад в проводимых опросах общественного мнения отмечалась настороженность со стороны населения по отношению к государственно-общественным органам власти, то сегодня управляющие советы стали почти повседневностью во всех школах республики. Как показывают многочисленные опросы, общественные управляющие становятся все более привычной фигурой в образовательном пространстве.
Достаточная успешность продвижения модели государственно-общественного управления образованием заключается еще и в учете специфики республики как многонациональной: в ней функционирует 29 национально-культурных центров и обществ, объединенных деятельностью межнационального движения «Наша Осетия». Основная идея – привлечение национальных обществ к управлению образованием, внедрение в содержание образования лучших традиций всех народов, входящих в состав населения РСО–Алании, и создание единого этнообразовательного пространства республики. Данные общества принимают активное участие в общественной и культурной жизни республики, являются инициаторами или активными участниками многих культурных проектов, способны оказать существенное влияние на формирование общественного мнения. Особенно весомо участие национально-культурных обществ в развитии дополнительного образования.
Становлению системы социального партнерства в образовательном пространстве республики способствует не только создание органов государственно-общественного управления, но и широкое привлечение общественности ко всем проектам, конкурсам и мероприятиям, проводимым на республиканском, муниципальном и школьном уровнях. Уже ни одно мероприятие не проходит без привлечения в конкурсную комиссию представителей общественности, без публикации хода и итогов мероприятий в СМИ и интернете, и это стало обычной практикой.
В республике реализуется несколько целевых республиканских программ: Республиканская программа модернизации системы общего образования в Республике Северная Осетия – Алания «Современная школа» на 2011–2015 годы; комплекс мероприятий по развитию системы поддержки талантливых детей в Республике Северная Осетия – Алания; Республиканская программа модернизации системы общего образования в Республике Северная Осетия – Алания «Современная школа» на 2011–2015 годы; Республиканская целевая программа «Одаренные дети» на 2012–2014 годы; Республиканская целевая программа «Доступная среда» на 2012–2014 годы. Все программы предусматривают обеспечение принципа государственно-общественного управления в деятельности образовательных учреждений; участие общественности в разработке и реализации основных образовательных программ; развитие механизмов общественной аккредитации образовательных учреждений. Реализация программы «Доступная среда» – это результат совместной деятельности Министерства образования и науки РСО–Алания и общественных организаций, занимающихся проблемами детей-инвалидов.
Участие общественности в процедурах лицензирования и аккредитации образовательных учреждений осуществляется в форме представительства аккредитованных общественных экспертов в экспертных комиссиях по лицензированию и аккредитации. Все решения, принимаемые министерством по вопросам развития образования, мы предварительно обсуждаем в обществе, с советом директоров общеобразовательных учреждений.
В целях повышения эффективности системы оценки качества образования продолжается работа по организации итоговой аттестации выпускников всех общеобразовательных уровней независимыми аттестационными комиссиями. Помимо ЕГЭ, такая независимая оценка качества образования осуществляется в 5-м классе в форме мониторинга качества знаний начальной ступени общего образования и ГИА выпускников IX классов. Это обеспечивает открытость и объективность процедур оценивания учебных достижений обучающихся.
Обычной практикой стало представление общеобразовательными учреждениями общественности ежегодного публичного отчета об образовательной деятельности, утверждаемого управляющим советом. Министерство также представило свой публичный доклад во все общественные организации республики.
Все значимые мероприятия республиканского масштаба, в том числе и августовское совещание, в ходе которого будет обсуждаться закон об образовании, мы транслируем в интернете на сайте министерства.
Один из положительных примеров сотрудничества с общественными советами – широкое обсуждение проблематики введения школьной формы.
В то же время система государственно-общественного управления, сложившаяся в республике, имеет один существенный недостаток: инициирована она была со стороны государства, первые такие органы создавались при активной поддержке исполнительных органов власти, и, к сожалению, мы не можем говорить об оформлении социального заказа образованию. Всплеск общественной активности сменился некоторым спадом, и появляется опасность, что данные органы могут превратиться в формальный институт, не оказывающий существенного влияния на политику школы. В первую очередь это связано с недостаточным профессионализмом общественных управляющих. Как показала практика, наиболее активными членами управляющих советов являются представители педагогической общественности или лица, так или иначе связанные с системой образования и изнутри знакомые с ее проблемами.
Есть и другая проблема – в ряде случаев руководители образовательных учреждений не воспринимают всерьез мнение родительской общественности по вопросам внутреннего распорядка.
Таким образом, сегодня остро ставится вопрос об уровне компетентности представителей органов, осуществляющих общественно-государственное управление образованием, и руководителей учреждений. И это связано не только с проблемой неподготовленности представителей непедагогической общественности к работе в специфических условиях школы, но и с процессами формирования новых механизмов управления образовательными учреждениями и оценки качества результатов образования, требующих инновационных программ обучения.
Такие программы реализуются в республике по двум направлениям: первое – на базе Северо-Осетинского института повышения квалификации работников образования (СОРИПКРО), второе – на базе факультета Центра инновационных технологий и дополнительного образования (ЦИТДО) и факультетов Северо-Осетинского государственного педагогического института (СОГПИ). СОРИПКРО занимается повышением квалификации и переподготовкой учителей, ФПК СОГПИ – обучением руководителей органов управления образованием, руководителей образовательных учреждений и представителей общественности.
Инновационность программ заключается в модульном построении учебных курсов, включающем обязательные и вариативные курсы; свободной последовательности изучения модулей; контекстном характере обучения; проектном характере обучения, сочетании обучения с практической деятельностью, использовании активных и интерактивных форм обучения.
Важным шагом в превращении частных инициатив на местах в эффективное государственно-общественное управление является популяризация успешного опыта отдельных управляющих советов. В связи с чем необходимо возможно более активное обсуждение вопросов образования в социуме через организацию конференций, круглых столов, семинаров, выступлений и публикаций в СМИ, организацию конкурсов.
Введение в традицию республиканского конкурса на лучший управляющий совет (лучшего управляющего), а также ежегодной научно-практической конференции по вопросам государственно-общественного управления послужит хорошей площадкой по обмену опытом и инициированию предложений со стороны общественности.
Остаются нерешенными следующие проблемы:
– недостаточность существующих институтов независимой оценки деятельности образовательных учреждений;
– незавершенность формирования независимой региональной системы оценки качества образования;
– отсутствие оформленного общественного заказа системе образования.
Владислав Тотров


Общение на равных
Альберт Эрдыниев_ЖЖ

Ассоциация управляющих советов – это такая организация, которая консолидирует все управляющие советы Республики Бурятия. Задача нашей организации в том, чтобы вырабатывать определенные методики для общения с самой системой образования – с чиновниками, со школами, с различными учреждениями.
Мы тесно сотрудничаем с попечительским советом Республики Бурятия, с республиканским общественным фондом «Родительский комитет», со многими управляющими советами в районах. За прошедший год мы посетили множество районов Бурятии, дальние уголки нашей республики. И мы видим, что общественность приходит к пониманию того, что она должна участвовать в образовательном процессе на равных с учителями, преподавателями, чиновниками от образования, с учащимися. И не только контролировать, но и способствовать тому, чтобы дети получали тот уровень знаний, который им пригодится и поможет реализоваться в большой жизни. Мы как реальные родители реальных детей хотим, чтобы наши дети были конкурентоспособны.
Процесс взаимодействия – очень сложный процесс. Байкальский образовательный форум является открытой переговорной площадкой, на которой происходит обсуждение проблем и задач, стоящих перед системой образования всей Российской Федерации, и выработка общих точек роста.
Альберт Эрдыниев,
председатель управляющих советов Республики Бурятия

  • 1
К сожалению сегодня Участие общественных институтов в управлении образованием лишает управление для органов. Ассоциации управляющих "Советов" ничего не решают. Надо менять систему управления образованием. Последние неудачные реформы преобразующие ее (систему) в отрасль нанесли обществу невосполнимый вред. Только у нас образование и культура с точки зрения управления абсолютно не связаны.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account