Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Нужно ли бояться мониторингов?
eurekanext
Воронцов1_ЖЖ
В настоящее время идет полным ходом работа над созданием общероссийской системы оценки качества общего образования, которая охватывает все ступени школьного образования (начальная, основная и старшая школа) и все уровни управления образованием (федеральный, региональный, муниципальный и школьный). Однако до сих пор в сознании и управленцев, и педагогов нет ясного и четкого представления о назначении разных оценочных процедур в образовании. К сожалению, результат любой оценочной процедуры всеми участниками образовательного процесса воспринимается прежде всего как «вердикт» с обязательными негативными последствиями, поэтому отношение к таким процедурам соответствующее. В последние годы особенно неадекватные реакции в образовательных учреждениях вызывают именно мониторинговые процедуры.
Поэтому попробуем внести ясность в понимание существующих оценочных процедур в образовательной практике.


Тест достижений
Тест достижений – это оценочная процедура, которая проводится по завершении определенной ступени образования. Таковыми являются итоговые аттестации по окончании определенной ступени общего образования (например, ГИА – 9-й класс и ЕГЭ – 11-й класс). Основная цель – оценить выполнение задач основных образовательных программ ступеней школьного образования, которые обеспечивали реализацию ФГОС. Такие процедуры носят, как правило, нормативный характер. Контрольно-измерительные материалы соответствуют исключительно требованиям ФГОС, поэтому содержание всех заданий не может выходить за пределы изученного материала. Тест достижений заканчивается обязательной аттестацией каждого ученика с помощью определенной балльной (пяти-, десяти-, стобалльной) шкалы оценки. По его результатам можно судить о работе учителя, школы, муниципалитета, региона, федерации в целом. Заметим, что процедура проводится исключительно на федерально-региональном уровне.

«Мониторинговые исследования»
оценочная процедура, которая связана с наблюдением за состоянием образования (результатов, процесса и условий) по определенным постоянно действующим параметрам в определенное время. Основная цель данной процедуры – оценивать текущее состояние системы образования для определения последующих шагов по коррекции тех или иных составных частей системы образования. В ходе мониторинговых исследований, как правило, каждый учащийся персонально не оценивается. Оценивание происходит по специально разработанным критериям и параметрам. Полученные результаты сравниваются с предыдущими подобными замерами и на основе этого делаются определенные выводы и рекомендации по состоянию исследуемых объектов. При разработке контрольно-измерительных материалов может использоваться как знакомый, так и незнакомый учащимся учебный материал (т.е. не изученный учащимися). Данная оценочная процедура может проводиться на любом уровне управления образованием. Для этого она должна быть заранее заложена в программу развития образования, в которой определены цели, задачи мониторинга, описана необходимость, значимость и вероятные последствия данной оценочной процедуры.

Прогностический тест
Прогностический тест проводится на переходах с одной ступени на другую (1-й, 5-й, 10-й классы), а также в 7-м классе (переход от младшего подростка (5–6-е классы) к собственно подростковому возрасту (7–9-е классы)). Главная цель теста – определить уровень готовности учащихся к обучению на следующей ступени. Проводится эта процедура в форме предметных и метапредметных проверочных работ. В работе определяется не общий балл каждого ученика, а оценивается освоение им определенных групп умений и способов/средств предметных действий. Поэтому используется исключительно критериальная шкала оценивания. В контрольно-измерительных материалах может использоваться как знакомый, так и незнакомый учащимся учебный материал. Прогностический тест предполагает право учащихся на выбор заданий для их выполнения, но не менее того количества, которое указано в инструкции к работе. Кроме того, в ходе выполнения теста учащийся может сформулировать вопрос, запрос, оставить комментарии к тем заданиям, которые вызывают у него трудности в ходе решения. Такую оценочную процедуру мы предлагаем проводить на уровне региона, для того чтобы можно было иметь реальную картину того, с какими образовательными результатами и с какими потенциальными возможностями приходят дети на следующую ступень образования. Полученные результаты «старта» позволят строить все следующие оценки относительно этого старта. По итогам прогностического теста на уровне региона можно создать «результативные кластеры» образовательных учреждений для дальнейшей работы с ними.

Тест успешности
Тест успешности проводится по итогам учебного года и относится к промежуточной аттестации школьников. Основная цель – фиксация индивидуального прогресса у учащихся в предметных и метапредметных образовательных результатах. Контрольно-измерительные материалы носят уровневый характер. Оценивание учащихся производится отдельно по каждому из трех уровней освоения предметных способов/средств действий (1-й уровень – формальный, 2-й уровень – рефлексивный, 3-й уровень – функциональный). На основе полученных данных строятся индивидуальные профили учащихся, также можно построить профиль класса, школы в целом. Главное в такой процедуре – сравнение результатов за прошедший учебный год с полученными ранее, что позволяет отслеживать динамику образовательных результатов. Контрольно-измерительные материалы разрабатываются под ядерные (ключевые) предметные понятия (способы/средства действия), которые освоены учащимися за время их обучения в школе. Иными словами, КИМы создаются с нарастающим эффектом (например, от 1-го к 4-му классу: от двух задач (шести заданий) в первом классе до девяти задач (27 заданий) в 4-м классе). Тест успешности проводится на уровне образовательного учреждения силами его администрации.

Диагностический тест
– оценочная процедура (рефлексивная оценка), которая проводится в ходе изучения того или иного учебного предмета и напрямую связана с формирующим оцениванием в классе. Цель подобных процедур – проведение «точечной» диагностики освоения основных предметных способов/средств действий учащимися для организации адресной коррекционной индивидуально-групповой работы. Контрольно-измерительные материалы должны носить операциональный характер. Для оценки результатов подобных тестов может использоваться только бинарная шкала оценивания (да-нет, плюс-минус, один-ноль и т.п.). Общепринятая пятибалльная шкала из формирующего оценивания должна быть полностью исключена. Данная оценочная процедура используется исключительно учителями и учащимися образовательного учреждения.

Образовательное событие
Образовательное событие проводится за пределами класса, урока и носит, как правило, межвозрастной и межпредметный характер. Примером таких событий можно назвать проектные, исследовательские, художественно-творческие задачи, которые решаются на протяжении продолжительного времени в малой группе. Главная цель – оценить формирование у учащихся тех метапредметных и личностных образовательных результатов, которые не в полной мере могут быть оценены с помощью измерений. Например, коммуникативные компетентности, хотя и могут быть оценены в модельной форме с помощью специальных заданий, но в большей степени проявляются в рамках образовательных событий. Оценка работы группы, каждого учащегося производится с помощью экспертов, которые подключаются к каждой малой группе. С помощью встроенного наблюдения и экспертных оценочных листов эксперт-наблюдатель описывает действия каждого участника группы в ходе решения предлагаемой задачи. Все содержательные оценки по каждому образовательному событию накапливаются, чтобы к окончанию ступени была возможность дать общую оценку сформированности ряда метапредметных и личностных образовательных результатов. Данная оценочная процедура может использоваться самим образовательным учреждением в течение учебного года, а также быть включенной в государственную аккредитацию, ГИА и ЕГЭ как экзаменационное испытание.

Оценка внеучебных достижений
Оценка внеучебных достижений может проводиться как минимум в двух формах: портфолио и публичное представление своих достижений (соревнование, спектакль, конференция, выставка и т.п.). Основная цель – сделать внеучебные достижения школьников такими же значимыми для всех, как и учебные достижения. Предлагаемые формы этой оценочной процедуры позволят каждому учащемуся продемонстрировать то, что он сам считает достойным публичной оценки. Такая оценочная процедура позволяет уравнять в сознании школьника значимость его учебных и внеучебных достижений. Если с 1-го по 8-й класс данная оценочная процедура может носить необязательный характер на уровне образовательного учреждения или проводиться в разнообразных формах в зависимости от ступени и возраста, то на этапе итоговой аттестации в 9-м, 11-м классах форма «портфолио» может стать обязательной: в 9-м классе – как условие перехода в профильную старшую школу, а в 11-м классе наравне с ЕГЭ – как обязательный элемент для поступления в высшее учебное заведение.
Если принять подобную схему оценочных процедур за основу и тем более закрепить ее в документе общероссийской системы оценки качества общего образования, то можно было бы снять существующее негативное отношение у образовательных учреждений к любым внешним оценкам и привести всю систему оценки качества к требованиям нового Закона "Об образовании".

Полный текст статьи

Алексей Воронцов

  • 1
"По его результатам можно судить о работе учителя, школы, муниципалитета, региона, федерации в целом" НЕТ!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account