Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Пятый класс в зеркале стандарта
eurekanext
Сергеи_Юрьев_ЖЖ
Уже несколько лет Министерство образования и науки России работает над созданием оценки качества образования. Мартовский мониторинг «Эврики» – часть этой, еще не оформившейся полностью, системы оценки. Работа над ним шла долго. Два с половиной года назад «Эврика» победила в министерском конкурсе на создание такого мониторинга. И вот только сейчас прошла апробация созданных материалов.

Мониторинг включает задания по математике, русскому языку, естествознанию и задания, связанные с метапредметными компетенциями. К последним относятся, к примеру, умение вычленить из текста «гипотезу», или «точку зрения персонажа», способность аргументировать свою позицию и т.д. Принявшие участие в мониторинге дети пишут две работы – предметную и метапредметную. Важно, что решение о том, по какой дисциплине писать предметную работу, принимает сам ребенок. Он же решает, какие задания выполнять. Делать все задания он не обязан. Если школьник хочет написать, почему он выбрал те или иные задания, он может это сделать.
В мартовском мониторинге приняли участие 25 тыс. школ и порядка 250 тыс. детей – учащихся 5-го класса. Участие было добровольным. В мониторинг вошли те, кто хотел оценить, на каком этапе они сейчас находятся и куда хотят двигаться дальше.
Каковы цели мониторинга? Одну цель, общую для всех, можно сформулировать так: понять, где находятся школа, ребенок, учитель. Что дети знают, что умеют и, самое главное, что они об этом думают. Почему не хотят выбирать те или иные задания? Если математику выбрала половина учащихся, это может быть делом их вкуса. Но если русский язык не выбрал один, возможно, учителям есть о чем задуматься.
Ребенку мониторинг может помочь разобраться в себе. За него не ставят оценок. Можно самому выбирать какие угодно задания. Какие задачи кажутся трудными, какие – легкими? Какие задачи хочется решить – трудные или легкие, о чем это говорит? Поставив себе такие вопросы в 5-м классе, школьнику будет проще в конце школы ответить на вопросы гораздо более важные. Какую профессию выбрать, как жить, к чему стремиться, над чем работать, а что и так хорошо...
Учителю безусловно полезно увидеть результаты своей работы. Удалось ли научить детей понимать, что такое «гипотеза»? Над какими компетенциями стоит работать лучше? Мониторинг – зеркало, в котором отражены пятиклассники. Но не просто зеркало. Мониторинг позволяет учителям посмотреть на своих учеников через призму нового государственного образовательного стандарта, на который скоро перейдет основная школа. Понять на практике, какой работы от них скоро будут требовать. Сейчас много говорится о «компетентностном подходе». Но переход на стандарт начальной школы показал, что пока не все понимают, что это такое. Мониторинг поможет учителям и директорам школ разобраться в том, где начинаются проблемы с «компетенциями».
Мониторинг – это не очередная попытка оценить школу и наказать ее за «двойку». Результаты учащихся каждой школы будут доступны только учителям. Но в обобщенном виде результаты по всем школам – участникам мониторинга в каждом регионе смогут увидеть и местные власти. Проанализировать и понять, как та или иная региональная система образования выглядит в зеркале нового стандарта и над чем стоит работать.
В этом году мониторинг прошел впервые. Контрольно-измерительные материалы представлены на суд профессионального сообщества. Работа над ними будет еще продолжаться. Какова будет дальнейшая судьба мониторинга, покажет время. Но можно надеяться, что участники мониторинга – и учителя, и дети – узнали о себе что-то полезное, и новый стандарт не будет для них неприятной неожиданностью.
Сергей Юрьев

  • 1

цифры точные?

"В мартовском мониторинге приняли участие 25 тыс. школ и порядка 250 тыс. детей – учащихся 5-го класса". Здесь нет ошибки? и та, и другая цифра - верные? Больше половины всех школ... И в среднем только 10 детей на одну школу, странно

тоже недоумеваю

"Если математику выбрала половина учащихся, это может быть делом их вкуса. Но если русский язык не выбрал один, возможно, учителям есть о чем задуматься."
я бы, скорее, задумалась в первом случае... Или не поняла мысль. Почему во втором-то случае надо задуматься, а первое - "дело вкуса", что тут думать?
Правда не понимаю

  • 1
?

Log in

No account? Create an account