Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Гуманистический стандарт
eurekanext
собкин_ЖЖ
Прежде всего предложенный стандарт дошкольного образования может решить проблему доступности его для детей из разных социальных страт.

Очень важно, на мой взгляд, то, что стандарт создает культурно-сообразную возможность проживания ребенком разных возрастов – достижения четырех, пяти, шести лет. Проживание каждого возрастного этапа обеспечивает успешную социализацию ребенка. Стандарт обеспечивает индивидуальную траекторию развития каждого ребенка в детском саду. Социализация ребенка проходит не только в детском саду, но и в семье. Но детский сад – это особые отношения ребенка со взрослыми и с другими детьми, тоже очень важными для социализации.
Принципиальным для стандарта является понятие «социальной ситуации развития». Здесь я иду от определения Льва Семеновича Выготского: социальная ситуация развития ребенка – это отношения «ребенок-взрослый». Однако сказать только это будет недостаточно. Существует особый тип переживания ребенком отношений со взрослым. Эти переживания у ребенка должны быть позитивными. Взрослый в этой социальной ситуации должен ориентироваться на зону ближайшего развития ребенка. Он выступает агентом развития ребенка и должен выстраивать отношения, ориентируясь на то, чтобы вместе с ребенком делать то, что тот еще не может сделать один, но уже может сделать со взрослым. Стандарт исходит из такого понимания отношений «взрослый-ребенок» и предъявляет высокие требования к квалификации воспитателей, их умению создавать для детей развивающую среду.
Наконец, очень важным для стандарта является гуманистический вектор отношений между ребенком и взрослым. Представляется, что стандарт может стать неким направлением не только для детских садов, но и для семей. В связи с этим гуманистическая направленность стандарта кажется мне особенно важной.
Важно, что стандарт носит рекомендательный характер. У нас нет обязательного дошкольного воспитания. Часть детей оказывается вне этой системы. В более старших возрастах большее число детей посещают детские сады, но среди трехлетних детей – далеко не все. Кроме того, задача стандарта – подчеркнуть индивидуальность развития каждого ребенка. Здесь есть огромное количество различий в формировании и речевого развития, и мыслительных процессов. Нельзя говорить, что, грубо говоря, «в три года ребенок должен быть таким-то». Существует большое количество различий в национальных и семейных традициях воспитания. Поэтому здесь нет места жесткой нормированности, она как раз вредна.
Владимир Собкин,
директор Института социологии образования РАО

?

Log in

No account? Create an account