Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Требования к результатам – целевые ориентиры
eurekanext
волосовец_ЖЖ
Интервью с Татьяной Владимировной Волосовец, кандидатом педагогических наук, профессором, директором Института психолого-педагогических проблем детства РАО.

– Есть ли необходимость в дошкольных стандартах?
– Федеральный закон «Об образовании в РФ» определил новый статус дошкольного образования как уровня общего образования. Образовательные стандарты дошкольного образования, которые необходимы каждому уровню, разработаны и представлены для широкого обсуждения. Заметим, что стандарты в дошкольном образовании появились впервые.

– Кем и с какой целью они были разработаны?
– Для разработки стандарта приказом Министерства образования и науки РФ была создана рабочая группа под руководством академика А.Г. Асмолова. Члены рабочей группы – эксперты в области образования – определили цели стандарта: обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования; обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения; сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

– На каких принципах базируется стандарт?
– Также обоснованы главные принципиальные позиции построения стандарта: специфика дошкольного детства и поддержка его разнообразия; сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека; полноценное проживание ребенком всех этапов дошкольного детства, амплификация (обогащение) детского развития; создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями; содействие и сотрудничество детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром; вариативность организации дошкольного образования. Таким образом, был найден новый подход к созданию стандарта дошкольного образования с иных позиций, отличающихся от стандартов общего и профессионального образования.

– В чем эти отличия?
– Требования к дошкольному образованию построены иначе в части, касающейся результатов освоения основных образовательных программ. К сожалению, некоторые педагоги и руководители ДОУ понимают формулировку «требования к результатам» как проведение тестов и контрольных работ. В 64-й статье Закона "Об образовании в РФ" говорится о том, что никаких промежуточных или итоговых аттестаций в дошкольном образовательном учреждении быть не должно. Поэтому требования к результатам представлены как целевые ориентиры, которые представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Очень важно отметить, что в стандарте есть прямое указание на то, что целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая: аттестацию педагогических кадров; оценку качества образования; оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития воспитанников, в том числе в рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей); оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания; распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников организации.

– Но если не результат, то что же тогда должно быть основой стандарта дошкольного образования?
– Создание требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, центрированных на воспитывающем взрослом, на организации и качестве деятельности педагога дошкольного образования. Наряду с этим в документе обозначены разнообразные развивающие эффекты специфически «дошкольных» видов деятельности (игра в многообразии ее форм, продуктивной деятельности, общение со взрослыми и сверстниками, работа с художественной литературой, театрализация, музицирование, пение, танцы, специально организованные «комплексные» деятельности, направленные на построение образа мира и себя в нем и др.) и условия их достижения.

– Будут ли эти принципы соблюдаться в других документах о дошкольном образовании?
– Эти стратегические линии должны пронизывать всю нормативно-правовую документацию в сфере дошкольного образования (которую еще предстоит разрабатывать), регламентирующую создание условий для получения качественного дошкольного образования детьми, увеличения охвата детей дошкольным образованием, анализ и обобщение опыта по вопросам сохранения сети дошкольных образовательных учреждений, организации их деятельности и т.п.

– Предполагает ли стандарт сохранение вариативности?
– ФГОС ДО ориентируются на множественность возможных комплексных примерных образовательных программ с признанием различий в их психолого-педагогических основаниях, методах и формах работы, признанием вариативности условий и результатов работы ДОУ. Эта позиция зафиксирована четко и недвусмысленно. Собственно, на нее он должен опираться.

– Каковы изменения в требованиях к структуре ООП по сравнению с федеральными государственными требованиями?
– В требованиях к структуре основной образовательной программы образовательные области представлены как направления развития, и их всего четыре: коммуникативно-личностное развитие; познавательно-речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

– Какова ситуация с педагогами в детском саду на сегодняшний день?
 – В 2009 году Институтом психолого-педагогических проблем детства РАО проводились исследования в шести регионах России, и выяснилось, что средний возраст педагога в детском саду – 50 лет (хотя в Москве иная ситуация, здесь средний возраст воспитателя – 38 лет). И в этом серьезная проблема. Через несколько лет может наблюдаться одномоментный уход педагогов дошкольного образования на пенсию, и система дошкольного образования попадет в глубокую кадровую яму. У нас очень мало 30–40-летних воспитателей, которые придут на смену педагогам предпенсионного и пенсионного возраста. Кроме того, уже в этом году поставлена задача – создать более 200 тыс. дополнительных мест в ДОУ, в новые группы должен прийти работать квалифицированный педагог, и это тоже очень серьезная проблема. Получается, что, с одной стороны, необходимо привлечь педагогические кадры во вновь построенные детские сады, а с другой стороны – обеспечить замену тех педагогов, которые очень скоро уйдут на заслуженный отдых.
Безусловно, в самое ближайшее время необходимо рассмотреть вопрос совершенствования подготовки и переподготовки педагогов для ДОУ – как универсальных специалистов, обладающих психолого-педагогической компетентностью в области дошкольного и начального образования.
Такой специалист может работать:
– в уже существующих образовательных учреждениях (детский сад, начальная школа, учреждения дополнительного образования);
– в дошкольной образовательной группе, организованной как структурное подразделение;
– в образовательных учреждениях, в которых образовательно-воспитательный процесс предполагает наличие разновозрастных групп;
– в сетевых образовательных структурах, объединяющих дошкольные и школьные учреждения (инновационные центры).
Главная функция такого специалиста – построение индивидуальной траектории развития каждого ребенка.

– Как Вы видите перспективы развития дошкольного образования?
– В долгосрочной перспективе представляется целесообразной разработка «Доктрины дошкольного образования» – рамочного документа, где могли бы быть отражены:
– научные основы развития современного дошкольного образования, его специфика и основные направления, общая модель образовательного процесса в ДОУ;
– принципы построения государственно-общественной системы управления дошкольным образованием;
– различные механизмы обеспечения доступности дошкольного образования;
– результаты апробации и внедрения широкого круга экспериментов по обновлению содержания и структуры дошкольного образования, введению новых организационно-экономических механизмов развития данной сферы;
– научно-методическая и организационная база для развития вариативных форм дошкольного образования, обеспечивающих равные стартовые возможности детей при поступлении в начальную школу.
Идею вариативности в доктрине необходимо развить шире и детальнее, чем это делалось раньше. В ней должен быть обобщен опыт деятельности новых организационных форм дошкольного образования с кардинальным пересмотром существующих СанПиНов, сформулирована установка на разработку комплексных методов оценки эффективности вариативных форм в соответствии с критериями его качества.
К существующему в настоящее время типу «Дошкольное образовательное учреждение» имеет смысл добавить как организационную единицу «дошкольную образовательную группу». «Дошкольная образовательная группа» как организационная форма – мобильнее и дешевле, чем дорогостоящий и сложный механизм детского сада полного дня (это не исключает и более эффективного использования инфраструктуры детского сада для групп кратковременного пребывания разного типа). При этом речь должна идти именно о «дошкольной образовательной группе», а не о классах при школах.
В доктрине также следует обозначить формы содействия региональным системам образования в подготовке квалифицированных участников сети взаимного консультирования, соразработчиков нормативных документов разного уровня, организаторов новых моделей подготовки, переподготовки и повышения квалификации.
Благодаря этому в России:
– сформируется и заработает по-настоящему инновационная система дошкольного образования как уровень образования;
– будут созданы не на словах, а на деле равные стартовые возможности для дошкольников, что повысит качество образования на последующих его уровнях;
– произойдет консолидация родительской и образовательной общественности, которая является условием достижения высокого уровня качества дошкольного образования.

?

Log in

No account? Create an account