Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Сады Франции
eurekanext
Ратай_ЖЖ
Во Франции по новому закону (недавно принят во втором чтении) в детский сад предполагается брать как можно больше детей с трех лет (в основном это направлено на детей из неблагополучных семей, чтобы они успели лучше подготовиться к школе). Среднее образование бесплатное, но есть и платные частные учреждения.
Детский сад (старшие группы) – это то же самое, что подготовительные классы начальной школы (материнская школа).

Информация с сайта Министерства образования Франции

Дошкольное образование
Стать учеником
Цель – научить ребенка:

  1. распознавать, что отличает его от других;

  2. сделать так, чтобы в нем видели личность;

  3. жить с другими в коллективе, организованном по определенным правилам;

  4. понимать, что такое школа и каково его место в ней.

Становление учащегося – это поступательный процесс, который требует от учителя одновременно гибкости и последовательности.

Действовать и выражать себя с помощью тела
Ребенок открывает возможности собственного тела благодаря свободным или направляемым физическим занятиям, занимаясь деятельностью, включающей определенные правила и направленной на самовыражение с художественной целью. Это позволяет ему приобрести комплексное представление о своем теле.

Открывать мир
В детском саду ребенок открывает ближайший к нему мир, учится находить и применять пространственные и временные ориентиры. Он наблюдает, задает вопросы и учится усваивать точку зрения, отличную от своей. Сталкиваясь с логическим мышлением, он приобретает вкус к логическому мышлению. Он учится классифицировать, упорядочивать и описывать при помощи языка и различных средств выражения (рисунков, схем), начинает осознавать, чем отличается живое от неживого (материи, предметов).

Воспринимать, чувствовать, воображать, творить
Детский сад стремится прививать первоначальное художественное восприятие. Рисунок, пластические изобразительные композиции (аппликация, лепка и т.д.) с одной стороны, развитие голоса и умения слушать с другой развивают способности ребенка к восприятию.

Детский сад (ecoles maternelles)
Возраст поступления: принимают детей с двух лет (при наличии свободных мест) и до шести лет. Образование до начальной школы не является обязательным, но практически все дети с трех до шести лет посещают детский сад.

Предметная дифференциация:
Есть три возрастные группы.
Первая – с двух до четырех лет, где дети только играют.
Вторая (средняя) – с четырех до пяти лет: обучение лепке, рисованию и другим практическим навыкам, а также устному общению.
Третья (старшая) с пяти до шести лет – подготовка к обучению чтению, письму и счету.
Общее количество учебных часов в неделю в детском саду – 24 часа.
Режим работы: сады работают пять дней в неделю, по шесть часов в день (три утром и три после обеда). В крупных городах сады работают с раннего утра до 18–19 часов, и во время каникул.
Итоговое тестирование: как такового итогового тестирования нет, есть только перечень навыков и умений, которыми должен овладеть ребенок к начальной школе. Основные образовательные задачи дошкольного образования: помочь каждому ребенку стать самостоятельным и приобрести необходимые знания и умения. Он должен освоить хороший словарный запас, овладеть устной речью, понятной другим.
Перевод Александры Ратай
http://www.education.gouv.fr/cid33/horaires-et-programmes.html


Особенности африканского воспитания

Чем отличаются детские сады в России и ЮАР
Разница между системами детских учреждений в ЮАР и России существенная. Я как мать имею опыт вождения ребенка в детский сад как в России, так и в Южной Африке. Ситуацию с российскими садами еще представляю, будучи членом родительского комитета.

В РФ детские сады только с недавнего времени стали считаться частью школы, т.е. частью именно системы образования. Но детский сад воспринимается как место, куда можно отдать ребенка, пока родители работают. Некоторые матери, которые не работают, не отдают детей в подобные заведения – зачем отдавать «чужим теткам» воспитывать ребенка?
В Южной Африке к этому относятся как к обязательной школе, без которой ребенку будет сложнее учиться дальше. Хотя в ЮАР довольно широко распространено домашнее обучение – дети самостоятельно, под присмотром родителей или репетиторов, проходят школьную программу.
В ЮАР такого понятия, как детский сад, не существует. Детей отдают в школу, и дальнейшее развитие ребенка идет уже по ступенчатой схеме – доначальная школа, начальная и т.д. Сад является звеном школы, а не подготовкой к ней. Поэтому они не используют термин kindergarten – детский сад, а используют school – школа.
Обычно школа до 12.15, а потом дети остаются в так называемый after care – это уже собственно сад, за что надо отдельно платить. Там дети уже спят, кушают, гуляют. Обычно они находятся на одной территории, но формально это два разных места. В школе одни педагоги, а в «саду» другие – часто у них разные бухгалтерии. Выглядит это следующим образом – ребенок приходит, занимается, время заканчивается – его либо забирают родители-няньки-бабушки, либо он берет вещи и переходит в соседнее здание, где с ним уже сидит другой воспитатель. Есть и такие сады, где все объединено в одном помещении, а педагоги одни и те же – это, как правило, государственные.
Все сады платные, даже государственные. Есть, конечно, бесплатные, находящиеся в районах бедноты, и работают волонтеры.
Очереди в сады здесь есть, если группы сильно переполнены. Но это очереди совершенно иные, чем в России. У нас, чтобы записать ребенка в сад, необходимо ребенка с рождения ставить на очередь – в Москве с недавнего времени это делают через интернет. Если это район, где нехватка дошкольных учреждений, есть шанс, что вообще не попадешь в бюджетный сад. Из-за этого процветает коррупция.
Здесь же ты приходишь лично в сад, говоришь, что хочешь, чтобы ребенок ходил к ним. Если у них есть место, можно приходить хоть завтра. Если же нет, ребенка записывают в так называемый лист ожидания. Когда мы записали дочку в этот лист, думали, что это надолго, но мне позвонили уже через полторы недели и сказали приводить.

Дисциплина
Плохо ли это или хорошо, но в Южной Африке нет рамок – хочешь ходить, ходи, приводи. Не хочешь – пропускай, все очень просто – деньги решают все. Дисциплины нет. Никто не грозит тебя выкинуть из списков. Есть тут, конечно, общие каникулы, праздники и т.п. Но это вообще не проблема.
Можешь опаздывать хоть на час, дело твое.
Дети могут спать днем, а если не хотят, не спят. У них и кроватей толком нет – матрасики стелют, или маленькие такие пластиковые кроватки с сетками (собирают потом в один большой стенд). Обычная картина – часть детей пытается заснуть, кто-то спит, в то время как другие сидят за столом и рисуют или просто тихонько играют в игрушки. Вспоминаю свое детство, когда я все время притворялась – ну не могла спать в тихий час – это была пытка. Заходила воспитатель и на голову одеяло надевала, чтобы другим не мешала спать.
Другое отличие – здесь вообще не требуют никаких справок, ты приводишь ребенка, заполняешь анкету, где просто пишешь – есть ли заболевания, аллергии или нет. Т.е. все со слов родителей. Многих в России бесит, что ребенок, чтобы попасть в детский сад, должен пройти полную медкомиссию. Это превращается в муку, растянувшуюся на несколько месяцев, когда ты вылавливаешь специалиста неделями, чтобы попасть к нему на прием. Прививки, решения, анализы. В ЮАР просто приводишь ребенка, и все. Помимо медкарты, непосредственно за несколько дней до посещения сада в России необходимо сдать анализы и пройти осмотр у врача. А справка действует только на три рабочих дня. Не успел – иди заново. Уехал в отпуск с ребенком на три недели, по приезде – иди с ребенком к врачу и получай справку, что ребенок здоров и может контактировать с другими детьми. Здесь в этом смысле вообще никакого контроля нет. Здесь даже нет никакой медсестры в саду.
Многие связывают такое отношение с тем, что медицина в Южной Африке очень дорогая, а мол, если с ребенком что-то не так, его и не возьмут. Если ребенок сильно болен, родители его не приведут в школу. Я бы сказала, что подобное отношение скорее минус. Ведь есть заболевания, которые протекают бессимптомно, и их легко просто не увидеть тогда, когда можно что-то исправить. А бывает уже поздно.
Но, с другой стороны, здесь вообще к воспитанию детей другое отношение. Более легкое.
Придя в любой сад, вы увидите детей, снующих повсюду. Никто не гонит их сидеть обязательно там, ходить именно здесь. Все свободно. Многие из них даже в холодную погоду бегают босиком. В ЮАР очень многие взрослые ходят прямо по улицам без обуви, даже в городе. И даже зимой, т.е. нашим летом – с июня по август. Хотя зима в ЮАР – это не зима в Москве, это все же не африканская зима, какая представляется большинству. Зимой здесь температура может быть до 10 градусов при очень промозглом антарктическом ветре и проливном дожде. И дети все равно одеты часто легко – шортики, сандалии.
Вспоминаю, когда у нас осенью было 10–15 градусов, меня отчитывали воспитатели за то, что я приводила ребенка в сад без шапки. Говорили: «Заболеет, а мы виноваты? Нет уж, одевайте тепло!». В ЮАР приводи хоть голым, и не потому что воспитателям плевать, в чем твой ребенок будет одет. Просто здесь даже сами взрослые одеваются легко. Такая здесь культура и норма. Это не воспринимается как исключение или средство закаливания.

Питание
При легком воспитании к еде здесь отношение абсолютно халатное. Никаких нормативов по тому, что должно быть в рационе ребенка, в детских учреждениях здесь нет. В саду ребенку могут дать чипсы, конфеты, попкорн и т.д. Более того, йогурты, фрукты и соки каждый день мы сами даем ребенку с собой. Хотя одна моя знакомая русская, живущая в другом конце Кейптауна, говорит, что у них в саду, который дешевле почти вдвое нашего «лучшего», каждый день супы, пареные овощи и т.д. У нас же детей на обед кормят в лучшем случае макаронами, а в основном сэндвичами с колбасой, кетчупами и т.д. Здесь нет единой системы питания, стандартизации, более того, хороший сад не обещает вашему ребенку здорового питания. Мы вынуждены давать еду ребенку с собой. Многие жалуются, что эта беда с питанием во многих садах.

Программа обучения
При всем при том что у нас считается, что детский сад – не младшая школа, система обучения намного сильнее, чем в южноафриканских preprimary school, школах. Программы даже сравнивать нельзя. В нашем саду в России (к слову, это был обычный муниципальный сад) детям преподавали основы математики, у детей два раза в неделю была физкультура, несколько раз в неделю музыка, основы экологии, отдельно педагоги по рисованию, был отдельный психолог и т.д. И это не особенность сада, а обязательная программа для всех подобных учреждений. Другой вопрос – квалификация работников и их наличие. Хотя сейчас многие занятия пытаются перевести в России на платную основу, но пока бесплатно.
Здесь тоже с детьми занимаются – рисование, клейка машинок, чтение книг. Но занятия более однообразны и примитивны. Я бы даже близко это школой не назвала. Бывают иногда дни, когда они изучают какую-то тему – животные, еда, форма и т.д. Об этом говорят заранее, и родители готовятся. Неоспоримый плюс перед нашими садами – детей иногда всех вывозят – или в лес, или на пляж, для уроков об окружающем мире. Детям очень нравится.
В последнюю пятницу в местном саду был «вечер кино». Детей приводили в 18.30, а забирали в 21.00 – дети смотрели мультфильмы и кушали хот-доги. Вечер был в пижамах и с пледами. Родители забирали детей домой, и сразу спать. Более счастливого ребенка не видела – ходила в кино как большая.
А если хочешь что-то еще – води дополнительно. Но куда? Секций полноценных мало, только если спортивные, вроде танцев или бассейна, и те сомнительного качества. В школах здесь часто детям ставят мультики. Знакомые родители рассказали о том, что у них суперпедагоги приходят дополнительно, но, поговорив более подробно, оказалось, что это то же самое – обычное рисование и клейка-лепка. В этом смысле пока еще система обучения малышей, хоть и называемая садиком, а не школой, в России на несколько порядков лучше. Небо и земля.
С другой стороны, наших воспитателей измучили проверками, переквалификациями, и в итоге они уже не с детьми сидят, а в ужасе ждут контролеров, которые придут и будут инспектировать, смотреть, сколько детей в группах, проверять рисунки, все ли постирано, все ли на месте лежит. Пару раз помогала воспитательнице печатать отчеты, поэтому знаю. Часто, к сожалению, сами педагоги оставляют желать лучшего. Подчас складывается впечатление, что воспитатели – неведомая каста детоненавистников. Это могут быть тетки, уставшие от жизни, и которым бы не с детьми сидеть, а бумажки в какой-нибудь управе перекладывать.
Как вывод я бы сказала, что сама система у нас, безусловно, пока еще лучше. Мы не понимаем и не ценим того, что имеем. Но чиновники убивают хорошую систему, тираня заведения и в первую очередь педагогов, чья задача – дети, а не бумажки. Есть единые нормативы, пособия, сильные программы. В ЮАР же все хаотично и часто просто завязано на педагогов: хороший – хорошо занимаются, нет – дети просто болтаются без дела. Системы как таковой вообще нет. Нет даже единой школьной программы – в разных районах страны бывают серьезные различия.
В нашу систему входит помимо образовательных стандартов единый смотр за ребенком – медицина, питание, безопасность – все в комплексе. В Южной Африке такого нет. Халатность, да, но, с другой стороны, на детей никогда не кричат и не давят. Ужасов «воспиталок-мучительниц» нет. Моя русская подруга как-то сказала, что своего ребенка никогда в сад не отдаст – до сих пор в кошмарах приходят садовские дни, когда ее гнобила воспитательница.
В России бюрократия так затюкала сады, что воспитатели часто вынуждены заниматься бумажками и ожиданиями комиссий больше, чем детьми. За непришедшего ребенка в сад начинают выговаривать воспитателям, от этого они в постоянном стрессе, когда дети не приходят вовремя. Они в свою очередь начинают компостировать мозги родителям – посчитана еда, сбиваете режим, опоздаем из-за вашего ребенка на пять минут на рисование и т.п. У нас в России в соседнем саду просто закрывают дверь и не открывают, если опаздываешь, и надпись еще благородная: «Уважайте наш труд». К слову, частные сады часто тоже вынуждены играть по правилам общей игры, где за непришедшего, конечно, ругать не будут, но те же инспекции будут.
Здесь сады не боятся, что придет комиссия и их расформирует. И дело не в том, что здесь много частных садов. Государственные не мучают инспекции (как у нас) за то, что ребенок не пришел, а на него приготовили спагетти. Здесь главное – дети.
Наша система лучше, но с каждым годом бюрократия доводит до бреда все начинания. Гробят все хорошее, что есть. Здесь же при ужасном кормлении, отсутствии единых стандартов, слабой подготовке более человечное отношение как к родителям, так и к детям.
Евдокия Шереметьева,
«Свободная пресса»


968 долларов в месяц
Логачева_ЖЖ

В США существуют так называемые детские сады полного дня. Они работают при школах. Сюда принимаются дети четырех-пяти лет.

Местные отделы образования регулируют рабочий день в детских садах. Дети могут находиться в детском саду, например, с девяти утра до трех часов дня.
В группах полного дня 26 детей. С ними работают два квалифицированных специалиста – учителя. При данных условиях есть возможность организовать индивидуальный подход во время занятий, помимо работы в группах.
Посещение детского сада полного дня не считается обязательным для всех детей дошкольного возраста. В школах, где предлагаются услуги детского сада полного дня, родители сами решают, сколько времени может пребывать там их ребенок.
Правительство выделяет фонды на строительство новых детских садов и на ремонт уже существующих.
Родители, которые платят за социальное обеспечение детей в детских садах полного дня при школах, экономят значительную сумму денег. Например, стоимость пребывания ребенка в обычном детском саду – 968 долларов в месяц. А в детском саду полного дня при школе родители платят ежемесячно 313 долларов.
Кроме того, родители видят большое преимущество в посещении такого детского сада для социальной адаптации их детей и подготовки к школе.
Правительство в настоящее время активно работает над модернизацией дошкольного образования в стране.
Сайт Министерства образования в штате Онтарио

Ольга Логачева

?

Log in

No account? Create an account