Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Судьба директора в России
eurekanext
Уход Вячеслава Лозинга из созданной им школы шокировал российское образовательное сообщество.

От редакции. Вячеслав Лозинг стал известен в инновационном педагогическом сообществе в конце 80-х годов как лидер кемеровской «Эврики».
Всегда спокойный, вдумчивый, он несколько раз выступил на всесоюзных сборах «Эврики», потом объявил свой проект школы и стал активным участником экспертных обсуждений школы будущего.
Он тогда был глубоко погружен в разработку системы развивающего образования, его вообще привлекала методология образования, проектная деятельность и приверженность идеям развития и многообразия.
Вячеслав Лозинг принадлежит великолепной когорте директоров школ, выросших на идеях инновационного движения 80-х годов: Александр Тубельский, Анатолий Пинский, Исак Фрумин, Ефим Рачевский, Анатолий Каспржак, Татьяна Ковалева, Александр Петрынин, Алексей Воронцов, Михаил Черемных, Людмила Адамская, Людмила Долгова, Ирина Осетрова, Елена Федорова, Алексей Бабетов, многие-многие другие. Несколько сотен блестящих директоров и соответственно школ появились в 90-х годах на волне инновационного возрождения российской школы.
Идеи свободы, развития, многообразия владели умами и сердцами передовых педагогов страны, новаторов, как их тогда называли.
Свежий воздух идей, которые разрабатывались десятилетиями, но стали современными на волне перестройки общества, питали этих молодых людей и давали им возможность не просто спорить и мечтать, но и начать свое дело.
Идеи Льва Выготского, Даниила Эльконина и Василия Давыдова о развитии ребенка и его социализации через развитие мышления.
Идеи Симона Соловейчика о сотрудничестве ребенка и взрослого, об учении с увлечением как самом лучшем методе образования.
Идеи многих российских и зарубежных педагогов создали богатейшую основу для разнообразных школьных проектов, и возникла целая сеть клубов творческой педагогики «Эврика», в которых переваривались эти идеи и появлялись инновационные проекты школ.
Сегодня многие из этих школ празднуют свое 20-летие, но переживают непростое время – маятник образовательной политики пошел в обратную сторону, модными стали призывы к единообразию, само понятие развития превратилось в мишень для хитроумных и тяжеловесных нападок, а уж свобода и выбор как условие современного образования и вовсе становятся синонимами низкопоклонства перед Западом.
Мы не думаем, что выдавливание Вячеслава Лозинга из кемеровского образования связано с его педагогическими идеями. Наоборот, школа его числится по разряду показательных и пользуется огромной популярностью, в том числе и среди начальства.
Но его независимость в суждениях, свободолюбие и энергия, с которой он отстаивает свое мнение и позицию – это точно имеет отношение одновременно и к его выдавливанию из Кемерово, и к его педагогическим идеям.
Каков педагог, тому он и учит детей.
Это аксиома.
Хочешь учить свободомыслию, активной жизненной позиции, критическому мышлению, самоопределению, инициативе, самостоятельности и ответственности – сам будь таким.
А у начальства всегда есть выбор: терпеть или гнобить.
И, как говорится, был бы кнут – спина найдется.


42-я в Кемерово не похожа на другие школы, все это видят, и эта ее непохожесть одних привлекает, других отталкивает. Но случилось так, что в школу вынуждены ходить и дети тех, кому она нравится, и тех, кто ее не приемлет.
И этот конфликт не смогли разрешить ни педагоги, ни учредитель. Школу разорвало не буквально, но фактически – директор Лозинг уволился.
…Он всегда имеет свою точку зрения и всегда ее отстаивает. И перед начальством, и перед родителями своих учеников, и перед самими учениками.
Но школа получилась успешной и авторитетной.
А директор Лозинг – уволился.
Причем два раза, хотя два раза даже не расстреливают, а тут – методичное и с применением «всех видов оружия» выдавливание после неудачной попытки «решить вопрос с ходу».
С июня 2012 года на гимназию обрушилась лавина плановых и не только проверок. Сегодня их количество вот-вот перевалит за пятьдесят: администрация города, Кузбассобрнадзор, Роспотребнадзор, прокуратура с представителями ОБЭП, управление ГО и ЧС усиленно пытались найти в течение года серьезные нарушения. Каждый директор хорошо понимает, что такое постоянные проверки, это значит, что директор не работает – он занят проверяющими. Коллектив трясет, все на нервах, какое уж тут «развивающее образование»! Организация образовательного процесса в прямом смысле оказалась под угрозой.
А ведь за 38 лет педагогического стажа Вячеслав Лозинг не получил ни одного (!) дисциплинарного взыскания, а тут за полгода сразу три выговора подряд. Вплоть до приостановления действия лицензии за перекомплект учащихся в начальных классах – родители отказывались отдавать своих детей в другие школы, поэтому городское управление образования в конечном итоге перечить им не стало. Зато Кузбассобрнадзор оказался непоколебим и в разгар учебного процесса остановил работу гимназии, а также детского сада и центра дополнительного образования, в которых учатся в общей сложности почти 2 тыс. детей. Директор не выполнил приказ и начал отстаивать права гимназистов в суде. Разбирательства все еще продолжаются.
«…финансирование задерживается и необоснованно сокращается, проверки не прекращаются (в апреле было пять только финансовых проверок). Такой способ работы с неугодными хорошо отработан и, как показывает наш опыт, он очень эффективен», – пишет Вячеслав Рудольфович в своем письме, адресованном коллегам, родителям и учащимся.
В октябре прошлого года его уже увольняли. Без объяснения причин, естественно. «Решение принято на самом высоком уровне», – вдруг ни с того ни с сего сообщила тогда начальник городского управления образования Нина Чернова.
«Тогда меня поставили перед выбором: либо ухожу по собственному желанию, либо они сами издают приказ. Я пытался уточнить, кто именно дал такое распоряжение. Мне не сказали. Лишь потом выяснилось, что это инициатива не губернатора, как я предполагал, а исполняющего обязанности главы города, – рассказывает Вячеслав Лозинг. – Через два дня меня пригласили для подписания приказа о моем увольнении. Хотел узнать причины, но ничего внятного в ответ не услышал. Якобы меня увольняют за то, за что мне уже были объявлены выговоры, хотя всем известно, что второе наказание за то же самое невозможно».
Встреча с инициатором увольнения чуть позже все-таки состоялась. Исполняющий обязанности мэра Валерий Ермаков назвал две причины своего столь резкого и неожиданного решения. «Первая – поступает большое количество жалоб от родителей. Вторая – я не выполняю распоряжений администрации Лесной Поляны. Это прозвучало без каких-либо уточнений». В тот же день ему вручили приказ об увольнении.
Сейчас уже ясно, что если бы тогда директор Лозинг не согласился – кампания проверок началась бы тотчас.
Но педагоги, родители, учащиеся и выпускники мириться с таким положением дел не собирались. Очень быстро они мобилизовали свои силы, подняли практически весь город, а главное – стали стучать в те же двери, за которыми судьба их руководителя, собственно, и решалась. Ситуацией заинтересовался губернатор области Аман Тулеев. Его внук некогда окончил эту гимназию, что, возможно, также сыграло не последнюю роль в разрешении конфликта. Никто не ожидал такого поворота событий, в первую очередь занимающий пост главы города Валерий Ермаков. Эта шумиха могла сильно подпортить репутацию будущего мэра перед выборами, поэтому приказ как-то слишком быстро утратил свою силу. «Через сутки после моего увольнения ко мне домой привезли новый приказ, в котором не было никаких упоминаний ни о жалобах родителей, ни о моем несогласии с действиями районной администрации. Сказано лишь о недостатках, выявленных проверкой, которые надо устранить», – добавил Вячеслав Рудольфович.
Но в мае 2013 года директор Лозинг уже сам пишет заявление об уходе.
Система сработала.
Какая же связь, если она есть, между мотивами и действиями городских властей, развивающим образованием и личностью В. Лозинга? Какая коса на какой камень нашла?
Лозинг посвятил 25 лет системе развивающего обучения Эльконина–Давыдова. Когда впервые о ней услышал в 1988 году, у него произошел, как он сам говорит, переворот в сознании. Это случилось на организационно-деятельностной игре, которую проводил ученик В.В. Давыдова Юрий Громыко. Оказывается, детей можно и нужно учить по-другому, по-новому! Школа может воспитывать порядочных, мобильных и креативных личностей. К тому моменту Вячеслав и Зинаида Лозинг вместе с Анатолием Сторожевым организовали в Кемерове педагогический клуб «Эврика» – они тогда открывались при поддержке «Учительской газеты» по всей стране. Почти сразу в нем собралась молодая команда единомышленников, которая сейчас и составляет в 42-й гимназии костяк «ветеранов».
Вместе они начинали работать в только что построенной самой большой кемеровской школе № 94. Через три года на ее базе открыли экспериментальную площадку, получившую название «Элитная школа». Директором стала Зинаида Лозинг. В 1995 году 42-я переехала в новое здание: из недостроенного детского сада в течение двух лет была построена школа. В 2002 году школа получила статус гимназии.
У 42-й действительно богатая история. Василий Давыдов даже был научным руководителем гимназии и часто приезжал из столицы в Кемерово. Его интересовало, как на практике живет разработанная им еще в 60–80-е годы система развивающего обучения. К тому же дети очень любили его занятия.
Гимназия быстро стала в Кемерове уникальным и надежным островком знаний. В 42-ю приходили целенаправленно те родители, в том числе и видные областные и городские чиновники, которым было небезразлично образование их детей. Педагоги всегда предупреждали: «Будет сложно, но интересно».
«Концепция состояла в том, что это маленькая школа, в которой учится небольшое количество детей и работают специально подготовленные учителя с каждым ребенком. У нас был один класс в параллели. Здание, в которое мы переехали из 94-й, было маленькое, и СЭС нам разрешила иметь 20–23 ученика в каждом классе. Эти ограничения нас полностью устраивали», – уточняет Лозинг.
В 2008 году Вячеславу Лозингу предложили стать директором новой школы в перспективной Лесной Поляне. Школу надо было построить, купить мебель, оборудование и собрать коллектив. В это время освобождались здания детских садов, в которых располагались разные учреждения, для организации дошкольного воспитания. В одном из таких зданий и находилась 42-я. Педагоги, родители и ученики решили переехать в Лесную Поляну. Строящийся для кемеровчан жилой район стал воплощением пилотного проекта масштабной комплексной малоэтажной застройки с планируемым населением около 30 тыс. человек. Коллектив гимназии был окрылен идеей авторов проекта – ОАО «Промстрой» – создание на территории Лесной Поляны «нового образа жизни». Все учителя с удовольствием приняли правила леснополянского сообщества, которые активно продвигал президент «Промстроя» Б.С. Горобцов: здороваться друг с другом, не сорить в подъездах и на улице, совместно проводить праздники и различные акции, просто улыбаться друг другу…
Гимназия переехала в Лесную Поляну не только со всем составом педагогов, большей частью родителей и учеников, но и со своими традициями и правилами. В гимназии всегда поддерживалась дисциплина, поощрялась хорошая учеба, участие детей в олимпиадах, конференциях, конкурсах, фестивалях. Особое внимание гимназия уделяла работе с родителями, которые были всегда активными участниками образовательного процесса. Родители участвовали в спортивных и интеллектуальных соревнованиях, в конференциях отцов и матерей, в решении вопросов о материально-технической базе гимназии, в диспутах и многое другое… Это были родители-единомышленники, совместно с педагогическим коллективом решающие острые и порой непростые вопросы воспитания и образования.
Родители школу выбирали сознательно, знали ее традиции, принимали установленные правила еще до прихода ребенка в гимназию.
Переехав в Лесную Поляну, гимназия приняла всех учащихся. Отдельные «новые» родители не были готовы к тому, чтобы следовать традициям и выполнять правила гимназии, но другой школы в Лесной Поляне не было. Посыпались жалобы во все инстанции на организацию учебного процесса. Директор гимназии уверен, что без режиссирующих волны родительского возмущения не обошлось: небольшая кучка людей выдавала себя за большое количество недовольных.
У Лозинга много врагов и недоброжелателей, его прямолинейность и принципиальность многим не по нраву, в том числе и рядовым гражданам и власти. Но все знают: если то, о чем его просят, расходится с законом или уставом гимназии, то шансов на исполнение этой просьбы, даже если она пришла сверху, автоматически не остается. «Это борьба не с гимназией. Это борьба со мной и моей позицией», – уточнил Вячеслав Рудольфович. А здесь уже, как говорится, все средства хороши.
И это тоже причина – и большим начальникам иногда приходится обращаться к директору школы и просить об одолжении или вмешательстве в образование своих детей.
А он отказывал – потому что не по правилам! Кто такое простит?
И хотя гимназия славится в городе отличными показателями по ЕГЭ и ГИА, а также стопроцентным поступлением выпускников в вузы, часть родителей (чуть больше 20 человек) перевели своих детей в школы города. Другие же, наоборот, специально покупали жилье в городе-спутнике, чтобы их дети учились в гимназии. Более сотни учащихся на сегодняшний день ежедневно ездят на занятия из Кемерово на рейсовом автобусе, несмотря на то, что на дорогу они тратят около 40 минут.
«В октябре нас шокировала новость об увольнении Вячеслава Рудольфовича. Мы организовали собрание, куда пригласили вечно возмущающихся и недовольных родителей, – рассказывает отец одиннадцатиклассницы Андрей Васильев. – Около трех часов мы беседовали, но так и не смогли услышать четкого: "Я против гимназии!". Лишь на общем голосовании 26 человек подняли руки "против", 190 – были "за". Обидно, что эти противники на форумах пишут с ошибками и не стесняются этого. Конечно, там легко критиковать всех и вся под именем "Лисичка" – никто же свое настоящее имя не напишет. Я считаю, что проблема не в системе, а в недовольных родителях, а точнее в их стереотипах. Нам всем тяжко на сердце от одной мысли, что все, что наработано годами, может сейчас погибнуть. Я всегда считал, что лучше быть средним среди лучших, чем лучшим среди средних. Жаль, что не все это понимают».
«Мы просто катимся в бездну. Своими руками разрушаем то, за что сегодня нужно прежде всего бороться»
, – считает Ольга Алькова. У нее двое детей учатся в этой гимназии. И она вместе с ними тоже учится и с воодушевлением об этом рассказывает. В других школах ничего подобного нет.
Нет «Семейного фестиваля», к которому в течение всего учебного года готовятся и дети, и родители, и даже бабушки с дедушками. Нет увлекательных развивающих игр, таких как «Мегаполис», который позволяет проживать за 14 дней целые исторические эпохи и помогает детям определить себя и свое место в мире. Продолжать можно очень долго. Сейчас как никогда в команде Лозинга все чаще вслух вспоминают 24 года совместной работы – эффективной, радостной и результативной. Вячеслав Рудольфович для них авторитетный, справедливый руководитель. «Он как замочек в цепочке, которая всех нас связывает», – шутят педагоги. Общее дело их всех объединило. «Мы зараженные жаждой знаний. И уже не сможем по-другому», – с улыбкой произносят они.
За большим столом после очередного педагогического совещания «ветераны», именно так они себя называют, держатся очень бодро. На вопрос: «Какое настроение сейчас в коллективе?» они отвечают сдержанно: «Разное».
Учитель русского языка и литературы Ольги Звягина:
– А вы как думаете? 25 лет жизни своей отдать... Не могу я об этом говорить. Не могу.
Ольга Александровна не может сдержать слез, но все-таки напоследок выдыхает:
– Прорвемся!
Софья Каменская

?

Log in

No account? Create an account