Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Рамки для саморазвития
eurekanext
заир-бек1_ЖЖ
Вариативность должна закладываться не только через форматы деятельности в рамках ФГОС, не только через разные виды образовательных учреждений, но и через допущение вариативности результатов на выходе.

Валентин Гузеев в свое время писал, что современное понимание образования выстраивается не через гарантированное достижение заданного результата различными способами (технологиями), а через конструирование поля вариативных результатов для каждого ученика самими учениками и подбора оптимальных способов их достижения.
Вице-президент Российской академии образования Виктор Болотов на семинаре в ВШЭ 21 мая подчеркнул, что общие, единообразные требования к результатам, отраженные в стандарте, не учитывают федеративного устройства нашей страны, например, особенностей народов Крайнего Севера, и поэтому буквально «убивают будущее России». То, что сказал Виктор Болотов, имея в виду коренные народы Крайнего Севера, можно понять так: почему результаты для некоторых этнических групп должны быть такими же, как для других? Почему народы Крайнего Севера должны таким образом ассимилироваться в единую социальную среду, лишаясь своей неповторимой специфики, своих традиционных ремесел, своей идентичности, наконец? Видимо, настала пора описания результатов образования другими категориями, свободными от однозначных нарративов, но представляющими собой некоторую рамку, открытую для вариаций, тем более что уже лет 10 назад говорили о том, что бессмысленно информационно насыщать школьные программы, не отказываясь при этом от чего-то, потому что вообще прирост информации идет по резкой экспоненте, и школьное содержание уже безнадежно устарело в школьных учебниках (это, кстати, требует абсолютно новых подходов к их конструированию, поэтому, на мой взгляд, выглядят архаичными и даже опасными попытки сделать единообразные учебники по гуманитарным дисциплинам в школах). Ну так это только об информационном перенасыщении говорят 10 лет. А сегодня уже говорят о компетентностном перенасыщении. Уже не только информация нарастает, но и требуемые компетенции, и формировать законченное поле компетенций (или как во ФГОС) – УДО – тоже бессмысленно, это устаревает, не успев утвердиться в нормативке. Нужны тоже рамки и обучение способам самостоятельного обучения и саморазвития. А у нас образование в принципе не рефлексивно, в принципе не включает навыки критического и креативного мышления.
Сергей Заир-Бек


Провокация вариативности
Гулиев6_ЖЖ

«Вариативность провоцирует…» Тогда, может, и невесту не надо выбирать? Человек, проработавший долго в силовых структурах и видящий в каждом человеке преступника, может еще и не то сказать.

Для меня свобода и демократия в первую очередь – это право выбора. Если в школе учитель, ученик, родитель не имеют реального права выбирать – учебник, программу, форму занятий, систему оценки, нормы поведения, – это авторитарная школа. У нас складывается интересная противоречивая ситуация с единым экзаменом, единой формой, единой программой, единым учебником, которые должны породить «одномыслие» с одной стороны, и Конституцией страны, которая провозглашает идеологическое и политическое многообразие.
Актуальным является вопрос качества учебников, сейчас они при всем многообразии мало чем отличаются друг от друга. Учебники должны быть разными: по стилю изложения, по уровню, по оформлению, по дизайну. Но надо признать, что в самой школе на эту полемику наплевать. Традиционный учитель может работать как с разными учебниками, так и без учебников, лишь бы его меньше беспокоили и не ставили в позицию выбора, а дали бы работать так, как он привык.
Я мечтаю об учителе, который бы пришел к детям и сказал, что он будет тоже учиться с ними наравне, и будет писать свой учебник по предмету, и будет этому учить своих воспитанников.
Ханафи Гулиев

?

Log in

No account? Create an account