Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Город открытий
eurekanext
Афанасьева_ЖЖ
Добиться соответствия современным требованиям, предъявляемым к результатам образования, невозможно, если не работать над развитием образовательной системы, над повышением качества и доступности образования. Прежде всего этого требуют интересы детей.
Мы не должны забывать, что какой бы уютной и теплой ни была школа, как бы эффективно ни использовались площади, важнее всего в ней не стены, а содержание. Качественное образование – это то, что мы обязаны дать нашим детям. Без него любые стены любых зданий окажутся лишь красивой, но пустой подарочной упаковкой. Ключевое условие для достижения высокого результата – индивидуализация образовательного процесса. В современных условиях сложно ограничиваться возможностями одной школы. Многие учащиеся хотят получать базовое образование, используя возможности нескольких учреждений, поскольку образовательная организация, в которой они хотят обучаться (или уже обучаются), зачастую не может удовлетворить все образовательные потребности.
Сейчас Комитет по образованию работает над новым проектом «Город открытий». Наша цель – создать эффективную модель управления образованием. В городе Улан-Удэ планируется создание от девяти до 15 образовательных округов с большим объединенным микрорайоном. Они будут включать в себя несколько образовательных учреждений, в том числе дошкольные и учреждения дополнительного образования. Каждый ребенок сможет получать базовое образование, используя возможности сразу нескольких образовательных учреждений в соответствии со своими потребностями, например изучать базовый комплект предметов – в одной школе, профильное обучение – в другой, элективные курсы – в третьей. Консолидация материально-технических, кадровых ресурсов школ существенно расширит возможности выбора собственной образовательной траектории для каждого обучающегося, которая теперь будет определяться его потребностями и перечнем образовательных услуг, предоставляемых образовательными организациями округа.
Для обеспечения большей открытости, информационного продвижения образовательных услуг будет сформировано единое электронное образовательное пространство. Обмен образовательными программами, инновационными технологиями, материальными и кадровыми ресурсами в рамках соглашений может осуществляться как непосредственно, так и путем сетевого дистанционного взаимодействия.
Консолидация ресурсов образовательных учреждений приведет к снижению рисков, связанных с недостаточностью средств для выполнения расходных обязательств по финансированию учреждений дошкольного и дополнительного образования. Площади общеобразовательных учреждений могут быть использованы для создания групп предшкольной подготовки, проведения кружковых занятий и т. п.
Будет значительно снижен риск дифференциации ОУ по качеству образовательных услуг, обеспечено достижение сквозных результатов образования в рамках перехода от одной ступени образования к другой (школа – кампус). Созданы предпосылки для нормативного закрепления нового типа учреждения – комплексное социальное учреждение.
Одним из существенных эффектов реализации проекта станет уход от уравниловки, главным критерием оценки результативности станет востребованность учителя и его образовательной программы. Такой подход увеличивает автономность учителя и создает предпосылки для перехода к «эффективному контракту». Будут созданы муниципальная и школьная программы развития кадрового потенциала.
Ключевой задачей становится разработка и внедрение эффективных финансовых механизмов. В рамках действующего норматива реализовать индивидуальную программу обучения в том виде, как это предполагается сделать в проекте, довольно сложно. Норматив «привязан» к фонду оплаты труда и фактически не зависит от качества образовательной услуги. Стоимость услуг заложена в «усредненном» муниципальном задании и рассчитывается по факту расходов прошлого года. В такой ситуации муниципальное задание не является эффективным механизмом финансирования ОУ и инструментом влияния на развитие качества образования.
Мы считаем необходимым разрабатывать дифференцированное муниципальное задание для разных типов ОУ, в том числе муниципальное задание для детей с особыми образовательными потребностями. Нужна методика расчета норматива на движение денежных средств в рамках реализации индивидуальной образовательной программы.
Ульяна Афанасьева,
председатель Комитета по образованию г. Улан-Удэ

?

Log in

No account? Create an account