Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Тест готовности
eurekanext
Воронцов1_ЖЖ

В настоящее время полным ходом идет работа над проектом общероссийской системы оценки качества общего образования. В рамках этого проекта создаются новые контрольно-измерительные материалы и оценочные процедуры. Одним из таких инструментов является «тест готовности», который создается для образовательных переходов с одной ступени образования на другую.

К настоящему времени создан и прошел апробацию в 70 регионах РФ инструмент для перехода из начальной в основную школу (5-й класс). Готовность к обучению в основной школе в рамках данной оценочной процедуры предлагается определять по двум основным параметрам: сформированности основ учебной, информационной и коммуникативной грамотностей и уровню освоения основных культурных предметных средств/способов действия, необходимых для продолжения обучения в основной школе. Для достижения этих целей были разработаны четыре пакета проверочных работ: три работы предметного характера – это работы по математике, русскому языку и окружающему миру, и одна работа, хотя и построена на предметном материале (и это принципиально), но носит характер метапредметный, т.е. оценивает умения, которые могут проявляться на разных дисциплинах. Из метапредметных образовательных результатов для старта важна прежде всего учебная грамотность, в которой центральное место занимает умение учиться. Развитое умение учиться есть характеристика субъекта учения, способного к самостоятельному выходу за пределы собственной компетентности для поиска способов действия в новых ситуациях. Формирование умения учиться – задача всех ступеней школьного образования, и она напрямую связана со сквозными образовательными результатами (инициативностью, самостоятельностью и ответственностью). Разумеется, эта задача не может быть полностью решена в рамках начальной школы. Однако если в начальной школе не заложены основы этого умения, то на следующих ступенях образования обучающиеся не смогут стать субъектами собственного образования. Человек, умеющий учиться, обладает способностью, соизмеряя свои возможности с условиями достижения цели, не останавливаться перед задачей, для решения которой у него нет готовых средств, а искать способы ее решения. Поэтому именно этой грамотности уделяется особое внимание в создаваемом пакете «теста готовности». Однако результаты проведенного мониторинга в марте 2013 года в 25 000 школ показал, что умеют учиться после начальной школы меньше 40% учащихся 5-х классов.
До введения ФГОС в основной школе остается два года, и поэтому есть еще небольшой резерв времени для того, чтобы научить прежде всего педагогов как можно более эффективно формировать «умение учиться» у своих учеников. Поэтому созданный инструмент носит прежде всего обучающий характер. Именно формирующему эффекту данного инструмента и будет посвящено мое выступление на «Эврике-Авангарде» 27 апреля.
Алексей Воронцов

?

Log in

No account? Create an account