Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Дошкольное образование как услуга
eurekanext
Шадрина8_ЖЖ
В рамках «Эврики-Авангард» я прочитаю две лекции.
В лекции «Механизмы реализации мероприятий “дорожных карт” по снижению очередности на получение услуг дошкольного образования» будут проанализированы вопросы, касающиеся повышения эффективности реализации «дорожных карт» по развитию дошкольного образования в субъектах Российской Федерации, и рассмотрены подходы по созданию региональной нормативно-правовой базы по дошкольному образованию (формирование норматива на реализацию ООП, формирование задания дошкольным организациям).


Указами президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» (далее – Указы) определены ключевые задачи государственной политики в области образования на ближайшие годы. В рамках реализации Указов необходимо обеспечить увеличение размера реальной заработной платы педагогических работников в 1,4–1,5 раза, обеспечить достижение ряда показателей, направленных на повышение доступности и качества дошкольного образования, решая следующие проблемы:

  • дефицит мест в дошкольных образовательных организациях в условиях роста численности детского населения;

  • недостаточный объем предложения услуг для детей по сопровождению раннего развития детей (от 0 до 3 лет);

  • разрывы в качестве образовательных результатов между образовательными организациями, работающими в разных социокультурных условиях;

  • низкие темпы обновления состава и компетенций педагогических кадров;

  • межрегиональная и межмуниципальная дифференциация доступности услуг дошкольного образования;

Основные показатели и ключевые меры в области образования, закрепленные Указами, напрямую связаны с обеспечением доступности и качества образования на всех его уровнях. Эффективное решение широкого круга поставленных задач возможно через разработку и создание единой системы, включающей планирование, мониторинг и оценку эффективности реализации мероприятий, направленных на решение поставленных задач.
«Дорожная карта» учитывает задачи, поставленные в Указах президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №№ 507, 599, относящиеся к указанному уровню образования. Объектом дорожного картирования является вся система дошкольного образования, включающая государственные (муниципальные) и негосударственные организации, предоставляющие услуги по реализации образовательных программ дошкольного образования. При разработке «дорожной карты» обеспечена увязка мероприятий по повышению оплаты труда педагогических работников с повышением эффективности системы образования, доступности и качества предоставления образовательных услуг.
Организационно-управленческие механизмы реализации мероприятий дорожных карт предполагают достижение поставленных целей через две ключевые линии: совершенствование механизмов реализации прав граждан на получение услуг за счет бюджетных средств, ликвидация очередности за счет развития государственно-муниципальной системы дошкольного образования и использование возможностей негосударственного сектора дошкольного образования. Применение указанных механизмов дает возможность гибко реагировать на изменение потребительского спроса на данные услуги простым изменением объемов бюджетного финансирования услуг без административных издержек, связанных с преобразованиями сети учреждений. Реализуется за счет системы мероприятий, предусматривающих создание институциональных механизмов, использование которых позволит полностью удовлетворить спрос на услуги дошкольного образования, создать условия для экономического стимулирования развития конкурентного рынка поставщиков услуг дошкольного образования, что, в свою очередь, будет способствовать повышению качества и доступности данных услуг.
Вторая линия – создание дополнительных мест для детей дошкольного возраста в образовательных учреждениях с использованием внутренних резервов системы образования; организация дополнительных мест в семейных дошкольных группах и группах присмотра и ухода, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных дошкольных учреждений; возврат в систему дошкольного образования ранее переданных зданий детских садов; реконструкция зданий и помещений функционирующих детских садов с увеличением их мощности путем создания пристроек и надстроек «мансардного типа»; строительство новых зданий дошкольных учреждений, в том числе модульных и быстровозводимых.

В лекции «Модели и механизмы обеспечения доступности услуги дошкольного образования и услуги дошкольного присмотра» будут рассмотрены организационно-экономические механизмы, содействующие повышению доступности услуг дошкольного образования, и представлены эффективные модели, обеспечивающие более полное удовлетворение потребностей населения в услугах дошкольного образования.

Система дошкольного образования в Российской Федерации испытывает кризисные явления, связанные с массовым сокращением сети дошкольных учреждений в прошлом веке, износом инфраструктуры действующих образовательных учреждений, с одной стороны, и улучшением демографической ситуации, ужесточением требований санитарных норм и правил в настоящее время, с другой стороны.
Предлагаемые подходы развития системы дошкольного образования не опирались на научно выверенную стратегию модернизации дошкольного образования, которая связывала бы воедино его социальные, организационные, финансово-экономические, психолого-педагогические и другие приоритеты, определяя продуманную программу действий на исторически обозримый срок. Расширяющийся рынок образовательных продуктов и услуг формировался стихийно, зачастую в рамках ситуативной конъюнктуры, безотносительно к реальным потребностям субъектов образовательной системы.
Данные тенденции привели к нарушению гарантии прав граждан на обеспечение доступности образовательных услуг для всех слоев населения, к неравным стартовым условиям при поступлении в школу детей из детского сада и из семьи.
Таким образом, первая задача модернизации дошкольного образования состоит в создании для всех детей возможности получить обеспеченное бюджетными средствами дошкольное образование.
Одним из подходов к решению проблемы нехватки мест в муниципальных детских садах является финансирование органами местного самоуправления дошкольных образовательных услуг, оказываемых для населения иными (альтернативными) поставщиками. В качестве механизмов привлечения частных поставщиков к оказанию услуг дошкольного образования за бюджетные средства могут быть рассмотрены организационно-экономические механизмы, позволяющие выделять субсидии на возмещение затрат по оказанию услуг в части оплаты труда и учебных расходов.
Вторая задача модернизации – обеспечение современного качества дошкольного образования. Подлинная модернизация образования возможна только в том случае, если оба направления будут реализовываться одновременно: тогда к уже существующим и появляющимся новым формам дошкольного образования будут применяться одни и те же – современные – критерии качества.
Наталья Шадрина

?

Log in

No account? Create an account