Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Подростки и вечерняя школа
eurekanext
Губич_ЖЖ

Директор красноярской вечерней школы № 6 «Школа достижения успеха» проведет на «Эврике-Авангард» мастер-класс «Социально-педагогические практики сопровождения подростков в условиях вечерней школы».

В настоящее время в образовании особое внимание уделяется воспитанию как социальному и педагогическому процессу. Проблема усвоения исторически выработанных социальных норм и культурных ценностей современными подростками достаточно сложна. А в условиях образовательного процесса вечерней школы она становится еще более актуальной.
На мастер-классе хочется представить возможности, способы и результаты этого процесса, организованного в вечерней школе. Контингент учащихся нашего образовательного учреждения – подростки и молодые люди, не получившие общего и профессионального образования, зачастую имеющие негативный социальный опыт или оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, т.е. находящиеся в зоне социальных конфликтов.
Причинами возникновения конфликтных ситуаций являются:
а) нравственная позиция родителей;
б) недостаток внимания родителей и педагогов;
в) несформированность морально-этических норм;
г) возникновение неприязни к родителям, школе, взрослым.
Социализация подростков требует специального психолого-педагогического сопровождения. Вечерней школой «Школа достижения успеха» разработана миссия – создание условий и специально организованных действий получения опыта «Успеха». Продуктивность ситуации в спектре деятельности школы заключается в понимании школы – не просто места обучения подростка основам наук, но поиска видов деятельности, где подросток может быть успешным. И когда это обнаружено, показать не только ее результаты, но и социальную значимость этих успешных действий.
В «Школе достижения успеха» это сопровождение организовано в нескольких направлениях:

  • включение трудных подростков в процесс обучения;

  • организация разнообразных форм досуга.

Причем работа по каждому направлению реализуется как индивидуально, так и коллективно. Индивидуализация обучения в рамках образовательного процесса осуществляется за счет многообразия форм организации учебного процесса, индивидуальной образовательной программы и тьюторского сопровождения, системы консультаций и зачетов с максимальным использованием электронной среды. Роль тьютора при этом трудно переоценить. Именно с тьютором учащиеся выбирают наиболее удобные формы и уровни освоения общеобразовательной и профессиональной программы, определяют необходимость индивидуальных консультаций у педагогов-предметников, дополнительные источники информации, включая электронную среду. Причем тьютор не просто советует ученику или направляет его деятельность, а, опираясь на опыт и пожелания ученика, инициирует его рефлексивное отношение к собственным действиям, то есть, по сути, проектирует индивидуальную траекторию его социализации.
В школе создана психологическая служба, которая не просто выявляет проблемы каждого, но и оказывает экстренную помощь и последующую реабилитацию с использованием индивидуальных и групповых форм психологической коррекции. Сегодня в школе апробируется новая для нас форма – кинообсуждение, когда подростки, просмотрев специально подобранный фильм по волнующей их проблеме, обсуждая поведение героев, сами опосредованно решают собственные проблемы.
Основной формой вовлечения трудных подростков в систему образования и социально одобряемую деятельность являются социообразовательные проекты. Проектов в школе (при небольшом количестве учащихся) одновременно может реализовываться до 10, т.е. есть возможность найти каждому свое место. Именно при реализации проектов и появляется «успешность», которую школа культивирует. Представление результатов на разных уровнях помогает показать школьником значимость их достижений.
Реализация разработанных в школе практик позволяет в значительной мере компенсировать недостаток внимания родителей, сформировать нравственно-этические представления, что в конечном итоге и помогает получить образование и профессию.
Людмила Губич


Жизнь как проект
artem_022 (1)111

На конференции «Эврика-Авангард» Артем Менумеров (школа «Унисон», г. Санкт-Петербург) представит мастер-класс «Жизнь как проект. Получение заданных результатов».

Выступление касается проблематики повышения субъектности и ориентированности на достижение целей в деятельности старших школьников.
В основе подхода, с одной стороны, лежит опыт развития управленческих компетенций у взрослых. В ходе реализации различных программ повышения квалификации и переподготовки по менеджменту регулярно выявляется дефицит общеуправленческих знаний и базовых представлений (моделей). Этот дефицит связан в первую очередь с традиционными методами обучения, в которых обучаемый находится в пассивных, управляемых ролевых моделях. С другой стороны, в основе подхода лежат принципы возрастной психологии, позволяющие аргументированно и эффективно адаптировать материалы для аудитории старших школьников.
Итогом каждого из интерактивных занятий становится освоение актуального уже сегодня набора моделей, принципов и приемов. Это освоение идет в форме диалога с активным применением электронных образовательных ресурсов, симуляций, игр, заданий, связанных с выявлением проблем и поиском решений. Важное место уделяется самонаблюдению, анализу и интерпретации полученных результатов.
В ходе программы максимально стимулируется научное по своей основе строго терминологическое мышление. Четкость и проектная направленность мышления, развитие навыков определения объектов и словесной формулировки моделей, в т.ч. целей, критериев, задач, заданий и т.п. выводит на качественно новый уровень коммуникацию как с преподавателем, так и между участниками.
Подлинная интерактивность методики предполагает существенные требования к уровню подготовки, кругозору и психологической готовности преподавателя. Необходимы навыки управления групповой дискуссией, медиации, формирования симультанных протоколов, знания основ групповой динамики, возрастной психологии и т.п. При этом важным компонентом успеха может рассматриваться личный опыт успешной реализации проектов, опыт работы в проектных командах в качестве руководителя проекта или квалифицированного заказчика проектной работы. Это позволяет аргументировать предлагаемые модели и методики с точки зрения успешности их практической реализации.
Итогом программы становится внутренне согласованная непротиворечивая и последовательная система взглядов, представлений и базовых навыков, опирающаяся на технологии целеполагания, выбора приоритетов, декомпозиции целей в задачи, планирования и распределения ресурсов, контроля исполнения, анализа обратной связи и коррекции. Наличие такой системы взглядов позволяет участникам успешно сконцентрироваться на достижении значимых целей, быстро достигать существенного прогресса в приоритетных областях деятельности, измерять и корректировать результаты.
Важным компонентом успеха становится способность не только управлять собственным поведением, но и активно взаимодействовать, обмениваться ресурсами, кооперироваться, создавать синергетичные проектные команды.
Таким образом, участники проекта получают широко востребованные знания и навыки, позволяющие с высокой вероятностью успеха приступить к дальнейшему освоению выбранной профессиональной сферы.
Артем Менумеров

?

Log in

No account? Create an account