Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Образовательная политика: способ как содержание
eurekanext
АИ_1_ЖЖ

Несколько лет назад меня позвали на совещание в Кремль.
У помощника президента обсуждалась модернизация образования.
И все было вполне продуктивно, пока один из участников, известный академик образования, не стал развивать тему связи просвещения, идеологии и пропаганды. В доказательство тезиса о том, что мы должны учиться не только у друзей, но и у врагов, он привел пример фашистской Германии. Там Геббельс был не только министром пропаганды, но и просвещения, и это дало «блистательный результат». Ну, в том смысле, что граждан воспитывали как надо. Тут пепел предков застучал в моем сердце, и я очень несдержанно отреагировал в том смысле, что нельзя нам учиться у фашистов. В общем, слово за слово – почти скандал получился.
И уже почти на выходе академик изумленно спросил, чего это я так погорячился. Я в ответ принялся доказывать, что, перенимая чужой опыт или обсуждая образовательную политику, необходимо учитывать, что любые схемы и структуры, задачи и цели тесно связаны со способом реализации. И содержание политики, в том числе и образовательной, – это скорее способ, которым она реализуется. И способ диктует структуру, а не наоборот («задача рождает орган», как говорят мои друзья психологи). Анализировать отдельно взятую структуру управления нацистской Германии в отрыве от задач и способа решения этих задач – по крайней мере теоретически некорректно.
Никто никого не переубедил, конечно, но после этого вполне мирно общались.
Недавно я вспомнил этот спор, когда во время другой дискуссии мне сказали: «В 37-м году была замечательная система дополнительного образования, вот бы ее вернуть!».
И я стал думать: а можно вернуть отдельно взятую систему дополнительного (фабрично-заводского, культпросветовского, родительски-университетского, осовиахимовского) образования без других атрибутов жизни того или иного времени?
Может ли уровень, качество или, как теперь принято говорить, эффективность образования оцениваться в отрыве от той жизни, которой жила страна в те (и эти) годы?
Доносы, аресты, лагеря, рабский труд, непомерные жертвы, презрение к отдельно взятой человеческой жизни, подчинение личных интересов государственным, воинствующий атеизм, граничащий с вандализмом, политическая диктатура и как предельная концентрация этой системы ценностей – эффективная система воспитания и обучения.
Советскую систему образования вернуть можно, но только вкупе с другими атрибутами советской жизни. Иначе стимулы и институты работать не будут.
В то же время, какими бы ни были цели образовательной политики, например борьба со списыванием или плагиатом, повышение качества профессионального высшего образования, оптимизация сельских школ, модернизация образования в целом – если способ реализации неправовой, если способ управления – ручное управление, если все диктуется сверху и мотив выполнить обязательства перед начальством, достичь значение показателей вытесняет благородные цели модернизации… Способ становится содержанием.
Мне кажется, сегодня эти две негативные тенденции сошлись в отечественной образовательной политике.
С одной стороны, вернуть «все лучшее, что было в советской системе образования», но в условиях рынка, информационной открытости, частной собственности, конкурентной жизненной среды.
С другой стороны, реализация модернизационного проекта прямо противоположным его задачам способом: ручным авторитарным централизованным управлением.
И та и другая тенденции приводят к тому, что стимулы и институты – не работают.
Разнонаправленность российской образовательной политики уничтожает ее возможные достижения и многократно усиливает риски и превращает позитив в негатив.
С одной стороны, усиление рыночных механизмов, продвижение финансового подушевого норматива, образовательной услуги и муниципального (государственного) задания как базовой рамки расчета ассигнований на образование. Формирование конкурентной среды в образовании, когда число учащихся гарантирует увеличение финансирования. Введение внешней независимой оценки качества и результатов образования, а самое главное – предоставление самостоятельности школе, продвижение статуса автономного и бюджетного учреждения, отмена примерного штатного расписания, полномочия утверждения образовательной программы школы, своего положения о системе оплаты труда, расширение полномочий общественного коллегиального управления в школе.
Есть еще факторы, которые свидетельствуют о расширении многообразия и вариативности в образовании, возможности выбора гражданами форм и содержания образования.
С другой стороны, прямо противоположные действия и правила.
Прежде всего усиление натуральных, прямых, ручных механизмов управления муниципальными школами и детскими садами.
Когда федеральная власть решила увеличить зарплату учителей, а вслед за ними и работников дополнительного и дошкольного образования, у многих экспертов возник закономерный вопрос: а как с федерального уровня регулировать зарплату муниципальных организаций?
…Ключевая проблема введения федерального государственного стандарта, с моей точки зрения, – отсутствие у учителей мотивации делать все то замечательное, что прописано в стандарте. А ведь еще 20–30 лет назад – все бы делали как миленькие! Любое постановление цк кпсс (с маленькой буквы) – кабинетная система, производственные бригады, патриотическое, эстетическое, трудовое и любое другое воспитание!
А сегодня – не хотят, потому что: «Все правильно – но сверху спустили, меня не спросили».
А советская власть кончилась.
Или нет?
Александр Адамский

  • 1

учиться у фашистов

Что удивительно (или как раз не удивительно) фашизм не преминул... http://echo.msk.ru/blog/markorol/1052776-echo/ http://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=561039077273589&id=199235390120628

Замечательный пример взаимодействия разнонаправленных управленческих воздействий на общественные процессы.
С одной стороны - систематическая работа министерства, начиная с Днепрова, на создание школам возможностей для изменения.
С другой - общегосударственный откат в сторону "вертикализации". Ручное управление, волюнтаризм, бешенство принтера, разжигание розни по любому поводу - всего лишь следствия беспомощности вертикализаторов.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account