Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Образование меняется, школа – остается?
eurekanext
Шиварев_ЖЖ

О кризисе образования и источниках развития
Резонно заметив, что что-то неверно,
Решили, что судно покрашено скверно…

А. Макаревич

О кризисе образования не говорит сегодня, наверное, только ленивый. Последние 20 лет реформ принесли системе полтора десятка частично не принятых, а частично и не понятых новаций. Перечислять их здесь особого смысла нет. Все они (по словам одного из авторитетных экспертов образования) напоминают попытку, сидя в лодке, разогнать ее, старательно дуя в паруса. При этом школа остается «вещью в себе», успешно ассимилирующей усилия реформаторов по ее изменению.
На фоне возвращения в школу ГТО, НВП, школьной формы и единых учебников можно говорить о том, что школа не только потеряла монополию на образование, но и дрейфует как система в сторону решения социальных, а не образовательных задач. Она выполняет функции социального лифта, службы занятости (присмотра), выравнивания шансов и т.д.
Развитие образования и развитие системы образования – две разные задачи, и найти источники развития системы можно, в том числе если обратить свой взгляд за ее пределы.
О том, что мы сможем там увидеть, поговорим чуть позже, а пока одна ремарка.

У нас все точно так же, только лучше
В магазин поступили поддельные воздушные шарики.
Выглядят как настоящие, но не радуют.
У нас все так же, только лучше. С этого все начинается в школе, этим все и заканчивается. И пока это так, кто бы из работников образования ни смотрел вовне системы, он ничего там не увидит, кроме системы…
Образовательная робототехника? А, так это дополнительное образование, у нас это есть! Сетевые сообщества, ну как же – у нас есть. Интерактивные программы – у нас тоже есть, еще у нас есть социальные образовательные проекты, цифровые образовательные ресурсы, творческое развитие и многое другое, и все это лучше.
Да, конечно. Там, вовне, все точно так же, как у вас, но понимаете… тут все дело в «волшебных пузырьках». Взгляд вовне – это взгляд за гладь зеркала, за грань того, что мы привыкли видеть.
Ну, если хочется посмотреть, читаем дальше.

За гладью зеркала
Пусть это дико для иностранцев, насчет учебы мы в ус не дуем,
Мы называемся школа танцев, но мы не учимся, мы танцуем.

М. Щербаков

Итак, что мы увидим, если посмотрим «за грань» системы образования? Попробую дать беглый обзор.

1. Сетевой формат
Настоящий момент – время сетей и сетевых проектов. Приведу только несколько примеров наиболее интересных, на мой взгляд, сетевых проектов и сообществ:
– Проект «Глобальная школьная лаборатория» www.globallab.ru в настоящий момент объединяет около 500 школ РФ и ближнего зарубежья. Цель проекта – создание платформы совместной исследовательской деятельности школьников всего мира.
– Проект «Интернет-урок» http://interneturok.ru/, на данный момент это более 3500 видеоуроков по школьной программе в свободном (открытом) доступе и без рекламы.
Интересной представляется сетевая активность в общем образовании крупных госкорпораций. Это школы Росатома http://www.rosatomschool.ru, Школьная лига Роснано http://schoolnano.ru/.
Среди педагогических сетевых сообществ можно упомянуть: сеть творческих учи-телей http://it-n.ru, сообщество августовского интернет-педсовета http://pedsovet.org, интернет-государство учителей http://intergu.ru/, социальную сеть работников образования http://nsportal.ru/, образовательную галактику Intel http://edugalaxy.intel.ru.
Конечно, данный список не претендует на полноту, тут важно другое: образовательный сегмент сети интернет развивается, и каждый при желании найдет для себя именно то сообщество, которое его устраивает.

2. Меняющийся музей в меняющемся мире
Еще не ушли в прошлое, но уже воспринимаются как анахронизм таблички в музеях: «Руками не трогать», «За линию не заходить». Трогать и заходить! Это парадигма нового музейного пространства – интерактивного музея, музея, в котором наука становится живой, музея, в котором ты крутишь ручки, соединяешь химические ингредиенты, кричишь (изучая громкость и тембр голоса), измеряешь себя в мышках и медведях, понимаешь, почему мир устроен именно так, и хохочешь как сумасшедший...
За последние несколько лет не только в Москве, но и в регионах появился целый ряд интерактивных музеев (и интерактивных проектов на территории музеев).
В качестве примеров можно привести: Экспериментаниум, Лунариум (Москва), ЛабиринтУм (Санкт-Петербург), Умникум (Санкт-Петербург), Экспериментарий (Иркутск), Экспериментус (Челябинск), Парк чудес «Галилео» (Екатеринбург). Свои интерактивные экспозиции есть в Дарвиновском, Политехническом и других музеях.
Нет смысла приводить здесь адреса и телефоны. Как узнать про все про это? Гуглите, друзья мои, и вы увидите, что мир гораздо интереснее, чем казалось…
Справедливости ради стоит сказать, что на фоне всего этого биоразнообразия возникли и «медийные проекты», помогающие ориентироваться, чтобы не пропустить ничего интересного. Среди примеров можно назвать: Кидсревью (http://www.kidsreview.ru, Лети-дор http://letidor.ru/, Успевай с детьми http://uspevai7ya.ru/.

4. Интеллектуализация развлечений. Научные шоу и научный театр. Интерактивные программы
Отдельного внимания заслуживает и еще один тренд, возникающий на стыке образования и досуга – научное шоу и научный театр. Вообще стоит отметить, что в последнее время возникает мода на интеллектуализацию развлечений.
Репертуар таких представлений примерно одинаков, меняются во многом только названия, будь это Шоу сумасшедшего профессора Николя http://www.nik-show.ru/, научное шоу академика Стекляшкина http://www.show-nauka.ru/, Открывашка http://o-show.ru/ или Полкило чудес http://polkilochudes.ru/. Тут можно спорить об эстетике и научности, но факты говорят сами за себя: возник спрос на интеллектуальные образовательные про-граммы, и спрос рождает предложение.
В системе образования подобная активность, но в более близком к школе формате, развивается на базе муниципальных центров дополнительного образования, таких как ДТ «Интеллект», «Технорама» на Юго-Востоке, «Полигонпро» (Москва) и частных, таких, например, как «Эврика-Парк» (Москва).
Есть и еще более экзотические интерактивные объекты типа интеракториума «Марс-Тефо» на ВДНХ (Москва), где можно поучаствовать в марсианской экспедиции, или интерактивные события в стиле игр в реальном времени.
Так нащупывается новый формат образования – интерактивная образовательная программа, сочетающая в себе:
– театральность (имея в виду костюмы, декорации, сценарии и другие атрибуты);
– интерактивность (вовлеченность участника программы в само действо, т.е. возможность побыть не просто зрителем);
– игровой момент (как правило, занятие проходит в игровой форме, непринужденно и весело).
И вокруг этого вырастает целая индустрия детских научных и развивающих игрушек.

5. Новое содержание школьного образования
В конце этого небольшого обзора приведу несколько любопытных, на мой взгляд, примеров учебных курсов.
Пока школа вводит ОРКиСЭ и рассуждает про НВП и ГТО…
– в Израиле изучают электронные войны, урок, на котором в качестве контрольной принимают собственную антивирусную программу.
– в одном из колледжей Британии пользуются огромным спросом уроки… эльфийского языка, а в другом преподаватели получают грант на учебный курс естествознания в эстетике Гарри Поттера.
– в Японии есть уроки любования природой, а в одной из школ Германии – уроки счастья, на которых, чтобы получить оценку, ученик воплощает в жизнь собственный проект.
Самое главное, что объединяет эти примеры: образование и жизнь в них объединяются в одном пространстве. Просто для кого-то жизнь – это цветение сакуры, для кого-то – магия, а для кого-то – начальная военная подготовка. Каждому свое.

Послесловие
Недавно мы сходили с бабушкой в Дарвиновский музей. Когда мы вышли, она ска-зала: «Да, давно я не была в музее. Теперь это действительно интересно…». История имела продолжение: примерно через месяц она сама нашла страницу музея в социальной сети и оставила там благодарственный отзыв.
Мир изменился, образование изменилось, а школа осталась там – в другом мире. В мире школьной формы, обязательных предметов, классно-урочной системы, аудиторных занятий и ручного управления…
Пора меняться.
Павел Шиварев

  • 1

МУЛЬТИ-сеть содержания образования

Спасибо, Павел Васильевич, - очень интересные примеры становления сетевого содержания образования. Действительно, сегодня, пользуясь неотчетливостью формулировок ФГОСа по метапредметности, учителя могут "сшивать" в целосность МУЛЬТИсети несоедимое - "оксюморон" на любом предметном, межпредсетном и надпредметном уровне.. Так постепенно на практике становится ИНОЕ содержание образование. На это надежда.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account