Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Лидерство допников
eurekanext
миркес3_ЖЖ

Я директор Школы антропоники, мы реализуем множество сетевых проектов в партнерстве с различными школами, сообществами школ и просто командами.

Школа антропоники – негосударственная организация, так называемые «допники». Однако мы принципиально против такого понимания, что «есть основное образование – оно самое главное, и остальное – дополнительное». Наша позиция состоит в следующем: образование устроено как жизнь, оно захватывает человека целиком, а если не захватывает, то не состаивается. Поэтому в образовательном процессе чрезвычайно важны кульминации – энергетические встряски, в которых человек раскрывается навстречу ситуации – задаче, месту, людям, – когда не получается отсидеться в шаблонах и устоявшихся ролях («Я умный», «Маша красивая», «Вася дурак», а «2х2=4»).
Такие раскрывающие кульминации мы и обеспечиваем в своих сетевых образовательных событиях.
Есть события в жанре «образовательный экстрим» – летние и зимние школы НооГен, которые проходят в различных интересных местах мира – Хакасия, Казахстан, Горный Алтай, Русский Север, Томск и т.д. В таких событиях ключевым вызовом оказывается знание, выведенное из стен школы – не за партами, не из учебника! Например, в хакасской степи на Салбыкском кургане мы задаемся целью понять, как и зачем многотонные глыбы могли быть перетащены за десятки километров и установлены вертикально. Не имея никаких приспособлений и справочников, необходимо измерить глыбу и определить ее вес, потом провести эксперимент по перетаскиванию сопоставимой глыбы в районе скал и т.д. В предметном смысле задачи нетрудные, но оказывается, что у детей понятие «объем» и вообще геометрия так тесно связаны с листочком в клеточку, партой и Марьей Ивановной у доски, что в степи все знания улетучиваются, и главным детским открытием оказывается понимание, что «то, что мы учим в школе, оказывается, имеет отношение к жизни».
Один из главных результатов подобных экстремальных форматов – мотивация к учению, исследованию, к активной деятельности в мире. Полевое исследование по сейсмологии работает в месте недавней катастрофы (озеро близ Алматы), и проживание = понимание того, что здесь (вот прямо здесь) погибли сотни людей, и если бы кто-то физику знал получше, то может быть, и не погибли, и может быть, именно ты сейчас придумаешь, как может быть устроена селезащитная плотина… Возникает мотивация не абстрактная, а деятельная, и главное – эмоционально яркая.
Есть форматы менее экстремальные – например, интенсивы-погружения в рамках школы или на выезде, но в составе класса/параллели/ступени. В данном случае главным оказывается тип заданий, которые решают дети – учебные задачи предельного типа, т.н. «ноогеновские задачи», в которых привычное понятие ставится на границу своих возможностей. Например, представить себя ученым плоского мира и разработать систему ориентации в мире, инструменты для перемещения и т.д.
Недавний предмет нашей гордости: сетевая программа по развитию визуального мышления у дошкольников на материале орнаментов – мы с группой искусствоведов придумали раскраски и дорисуйки, но не простые, а орнаментальные. И множество заданий, творческих акций и игр, которые требуют от дошкольника вычленить правило (ведь орнамент – это правило!) и по нему подействовать, или же задать свое правило и по нему выстроить орнамент – кстати, оказывается, что действовать по своему правилу ничуть не легче, чем по чужому. Мы даже книжку о программе написали, скоро издадим!
Высший пилотаж – это, конечно, удерживание связи между сетевыми событиями и повседневной школьной учебой. Как правило, это обеспечивается посредством совместного проектирования с педагогами школы – под их задачи, их ситуации; в силу плотной включенности педагога в погружение; за счет его работы с открытиями/последствиями уже после погружения.
Мы работаем с гимназией «Универс» (Красноярск) по разработке внеурочных предметных форм в подростковой школе, с гимназией № 42 (Кемерово) совместная тема – формирование метапредметных компетенций в начальной ступени и т.д., то есть только совместно, на общие задачи!
Еще раз подчеркну: сетевые программы, на мой взгляд, – это не когда приезжает внешняя команда и что-то проводит (эдакие «ребята-праздник»), а когда возникает общее образовательное пространство, которое на порядок богаче, чем пространства каждого из участников.
Наш ключевой ресурс – это разнообразнейшая сеть интересных людей (а также мест и площадок) и умение превращать любую ситуацию в образовательную.
Основные достоинства сетевых форм образования, на мой взгляд, следующие:

  1. Включение в образовательную программу школы сетевого события позволяет разомкнуть = обогатить пространство школы, поскольку каждый интенсив проектируется и проводится с включением в него новых интересных взрослых, выведением образования из школы (в поле, на завод, в лабораторию, на улицы города, в скайп-сессию с детьми из другого города), с пробой себя в новых задачах и темах… Сетевое событие всегда больше, чем школа.

  2. Размыкание привычного пространства школы (а школа все-таки закрытый институт) всегда сопровождается высокой энергетикой, которая поддерживает базовую мотивацию ребенка к исследованию мира, к активности в нем.

  3. Правда, иногда бывает, что школе это не нужно, поскольку обучение за партой в тетрадке задачкам из учебника удобнее, управляемее. В этом смысле сетевые события – это риск.

  4. Аналогично по отношению к педагогам: сетевые события – это главное средство в борьбе против профессионального выгорания. Во-первых, с нами весело! Во-вторых, все участники интенсива становятся владельцами его открытий и технологий, постоянно работающие с нами педагоги существенно изменили свои занятия с детьми.

  5. Разновозрастные смешанные группы с координатором – незнакомым взрослым, с ведущим – профессионалом в каком-то интересном деле, который разговаривает по-взрослому, по-деловому, непривычные задачи – это наилучшая ситуация «переноса», в которой только и могут быть проверены компетенции. Поэтому сетевые события – отличная диагностика. И чем смешаннее и открытее событие, тем чище и глубже диагностика.

Как писал Мераб Мамардашвили, чтобы проверить, насколько ты освоил знание, нужно уйти в чужой монастырь. В своем этого не понять.
На мой взгляд, для малых школ сетевые модули – это единственно возможный способ строить богатое образование. Большие школы часто более замкнуты, поскольку якобы «ресурсов своих достаточно». Однако (1) в мире ресурсов всегда больше, чем в любой школе, (2) события открытого типа – это шанс увидеть истинную картину (см. п. 4).
Мария Миркес,
директор «Школы антропоники»


www.antroponika.ru


Образовательные сети. К каким мы принадлежим?
Муха_ЖЖ

Это вопрос разделяется для нас на два: «К каким сетям мы принадлежим?» и «Какие сети мы инициируем и удерживаем?»

К каким сетям принадлежит томская школа «Эврика-развитие»?
Во-первых, это профессиональные сети-сообщества, поддерживающие и развивающие педагогические системы и подходы, практикуемые в нашей, полисистемной, школе. Здесь, кроме тьюторского сообщества, вместе с которым мы реализуем профессиональные сетевые проекты (в том числе ФИП по оценке качества индивидуализации образования), сетевых проектов Ассоциации развивающего образования, профессионального общения с педагогами Монтессори, предпринимающими попытки укрепить систему Монтессори в государственной общеобразовательной школе, следует упомянуть всероссийскую Вальдорфскую коллегию. На местном уровне объединены Вальдорфские группы в детских садах (их в Томске 4+1) и Вальдорфская школа (классы вальдорфской педагогики в «Эврике»). Как и все вальдорфские педагоги мира, собирающиеся на коллегию по четвергам, томские вальдорфцы дошкольного и школьного образования собираются для обсуждения настоящего, будущего и вечного. Предметом сетевой соорганизации являются разнообразные акции школьного, странового и мирового масштаба.
Интересно заметить, что вокруг ядерных творческих профессиональных групп (Монтессори и Вальдорф) формируется сообщество взрослых (родителей и нешкольных профессионалов), включенных в образование своих, и не только, детей, в некое «практикование общих ценностей» в совместных событиях, обсуждениях, проектах.
Тем же эффектом обладают и сети, реализующие образовательные проекты и программы, в которых встречаются дети разных педагогических подходов, городов и регионов. Еще одна наша сеть – «Сеть сибирских инновационных школ» (Томск, Красноярск, Новосибирск, Кемерово, Москва:)), сложившаяся на основе образовательной программы школы развития НооГен, реализующая модули на основе этой технологии на разных ступенях школы, в разных режимах.



Ассоциация «Школы Сколково» – складывающая сеть, объединяющая школы, развивающие свою образовательную практику в направлении современной российской школы; школы, получившие некий «ваучер» на особо стремительное развитие, некий кредит доверия и поддержку преобразования  в общеобразовательную школу, отвечающую на вызовы современности.  (Мы туда вошли как победители конкурса.)

Какие сети мы инициируем и удерживаем?
Сети, которые складываются на основе открытых образовательных программ и проектов МБОУ СОШ «Эврика-развитие».
Точка сборки разных ОУ, старшеклассников, студентов и взрослых в сообщество (в том числе вирутальное) – Сибирская молодежная ассамблея. Это образовательное событие, происходящее в Томске и теперь распространившееся в районы Томской области. Активно живут и действуют сетевые команды педагогов (из разных ОУ, городов, регионов), проектирующие и технологически удерживающие образовательную программу или событие.
Возникает даже некая «валентность» сетей. В Томской области существует программа «Молодежный кадровый ресурс» (инициатор и оператор – Региональный центр развития образования), куда включаются победители и активные участники ряда аккредитованных образовательных событий, проводимых разными организациями (Ассамблея – среди них), и где молодежь получает возможности дальнейшего продвижения, приоритетного участия во всем живом и интересном, переходит от события к событию, наращивая разный опыт и компетентности.
Также особый «круг друзей» проектировщиков, организаторов и участников собрали вокруг себя такие наши яркие, открытые события, как Межрегиональная олимпиада школ развивающих практик и Образовательная программа для младших школьников «Соседство».
Надежда Муха,
Школа «Эврика-развитие», г. Томск

  • 1
>>>Какие сети мы инициируем и удерживаем?

Ну, необоримо стремление МАССОВОГО педгога к власти. Пусть и скрытое.. "На сете есть всего лишь три желанья, - наставлял непродвинутого Фауста Мефистофель, - собствнность, власть и преобладанье". Педагогу всем поуправлять хочется... Ну, и СЕТЬЮ заодно. А СЕТЬ она открыта. Вы носили когда-нибудь воду решете? Поуправлять удавалось?

Как только в открытую СЕТЬ пытаются ввести уравленческую НОРМУ, то СЕТЬ тут жк во что-то превращается... В "образовательную среду", столь любимую педагогми... В инфраструктуру... Даже в систему или в деятельность... Когда как... НО ЕТЬ остается СЕТЬЮ пока в ней дуз свободы дышит... Она может "становиться", но "развивть" и из одного фокуса "инициировать" ее невзможно... Хотя попробуйте, сами убедитесь.

Re: СЕТЬЮ не поуправляешь

Вот-вот! и меня покоробил вопрос, который АИ вынес как самый главный в своей передовой к этому номеру. Вот уж ровно противоположность сетевости...
я прям в недоумении была

  • 1
?

Log in

No account? Create an account