Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Битва за IQ
eurekanext
Чеховская_ЖЖ

Любое государство проигрывает в сети пиратам и альтруистам
Не все ресурсы интернета одинаково бессмысленны. Большинство из них, вне зависимости от степени маргинальности или лояльности законам, выполняют просветительские, образовательные функции. Возможно, потому, что после 2003 года бум сетевизации затронул даже интернет-словари. И сегодня нет образовательного проекта, который не оброс бы микросообществами, где царят отношения, близкие к родоплеменным. Взаимообучение, эмоциональная поддержка сотоварищей и групповая активность – вот их основные повадки.

Грустно признавать, но любое государство проигрывает в сети пиратам и альтруистам. Последним не нужно следить за соблюдением авторского права и возиться с бухгалтерией. Все их затраты – на аренду серверов и техническую поддержку. Вот, например, rutracker.org – крупнейший в Рунете торрент-трекер – давно оброс не только тематическими форумами, но и дружественными студиями перевода, многие из которых работают бесплатно, добровольцы набираются из числа пользователей. Сказать, что коллективный разум рутрекера проделал гигантскую работу, – это не сказать ничего. Там встречаются потрясающие подборки книг и фильмов по режиссерам, по темам (от психологии до волков), там водятся меломаны с редким изощренным вкусом. Такие ресурсы, при всех их психоделических отношениях с законом, развивают вкус, интеллект и расширяют кругозор. Но самое главное, они обеспечивают равные возможности всех граждан на получение знания.
Что касается переводчиков и озвучки, то из маргинального можно вспомнить перевод одной из книг о Гарри Поттере – за два дня, бесплатно, силами форумчан. Из легального – mobydickbigread.com. На этом сайте английские актеры, политики и звезды шоу-бизнеса читают по главам роман «Моби Дик». Все можно скачать бесплатно. Вещь штучная, уникальная, сделанная профессионально и вызывающая интерес к литературе.
Интересно, что все больше образовательных инструментов, даже узкого спектра действия, являются по сути сетью. Nabbber.com – фактически калька с микроблога twitter.com, позволяет учить новые слова на сотне иностранных языков. Пользователи подписываются на генераторов контента, сами постят «слово дня» с переводом и становятся для других пользователей источниками информации. Там за пару месяцев можно нарастить свой вокабуляр на сотню новых терминов. Forvo.com – социальная сеть, ставшая аудиословарем. В ней больше от библиотеки, чем от информационной ленты микроблога. Зарегистрированные пользователи могут добавлять слова в личный кабинет, скачивать аудиофайлы и заниматься сколько душе влезет, не платя за это ни копейки. quizlet.com – сеть, созданная 15-летним школьником Эндрю Сатерлендом, которому было лень учить слова на французском. Теперь там можно найти девять миллионов карточек с озвучкой, транскрипцией и картинками. Их делают пользователи сначала для себя, а потом для всех. Языков там больше сотни. Ресурс по-прежнему бесплатный, но все желающие могут жертвовать на его развитие столько, сколько пожелают. Настройки quizlet позволяют создавать аккаунты для педагогов, которые хотели бы заниматься со своими детьми еще и онлайн.
Словари, обрастающие жирком сетевого сообщества – еще одна популярная разновидность проектов, существующих на стыке образования и развлечения. На сайтах urbandictionary.com и urbandictionary.tv можно узнать все про городской английский сленг. Причем первый сайт – это действительно словарь, чей контент пополняют пользователи, а второй – коллекция видеофайлов: шуток, сценок, музыкальных клипов. Очень много отличного любительского контента. Вывод тут простой: художественная самодеятельность и радикальная лингвистика порождают клоунаду.
Популярные социальные сети в массе своей похожи на хламосборник. Чиновники и депутаты ходят туда, чтобы грозить пальцем и бороться с педофилами и экстремистами. Сетевой мегаполис Facebook изначально создавался как инструмент для взаимной и удаленной работы студентов. В нем и сейчас множество групп для взаимного обмена информацией. В закрытых сообществах тиражируются книги, не предназначенные для открытого копирования. Многие образовательные проекты обзаводятся сообществами в VK.ru и Facebook.com. Например, по адресу vk.com/club12648877 обитают почти два миллиона пользователей, которые учат язык бесплатно и онлайн. На Facebook – facebook.com/BeginEnglish – чуть меньше, но все это сообщества сайта begin-english.ru.
Коммерческие образовательные проекты строятся по тому же принципу. На сайте есть минимум бесплатной информации, чтобы пользователи могли по ключевым словам находить этот ресурс, а затем, следуя по адресам аккаунтов в социальных сетях, становились частью дружного сообщества. Чем больше людей пришло, тем больше придет еще. И тем больше вероятность, что кто-то из адептов перейдет на платный аккаунт, купит время частного репетитора или приобретет книгу в интернет-магазине образовательного проекта. Вот, например, для изучающих испанский hispaforum.ru – прекрасный русскоязычный ресурс с ностальгическим интерфейсом старого доброго форума конца девяностых.
Коммерческие проекты, созданные после 2005 года, почти наверняка построены по сетевому принципу. Livemocha.com – лингвамегаполис, чье население составляет более десяти миллионов человек, изучающих иностранные языки. Базовые курсы даются бесплатно, за продвинутые приходится платить, плюс тут легко найти профессиональных репетиторов – англоговорящих лингвистов с продвинутым знанием русского языка. Busuu.com – гибрид языковой сети и интерактивного учебника. База – даром, дополнительная информация – за абонентскую плату, тестовый период, первая неделя тоже бесплатно. Штаб-квартира проекта – в Мадриде, поэтому испаноязычных пользователей там больше всего. Italki.com – почти нет образовательного контента, но очень много пользователей со знанием китайского, японского, малайского и хинди. Там легко найти онлайн-репетитора редкого языка за смешные деньги. Кроме репетиторов там водятся интернет-мошенники, охотники за невестами и женихами, а также люди, которые думают, что русские женщины питаются одним лишь медом и красной икрой. Блоговый сервис lang-8.com идеален для японистов и тех, кто тренирует навыки письменной речи на популярных европейских языках. Люди пишут о своей жизни на изучаемом языке, друзья (они же носители изучаемого языка) вносят поправки, иногда объясняют грамматику. lingq.com – социальная сеть, построенная на основе метода полиглота Стива Кауфмана, грамотно сочетает платный и бесплатный контент. Базовый уровень, пять уроков в месяц, предоставляется бесплатно. За большее число уроков приходится платить от 10 до 70 долларов в месяц. Чем больше пользователь платит, тем больше у него бонусов, в том числе приватные или в малых группах занятия с репетиторами – носителями языка. На этом ресурсе очень хорошая библиотека аудио, видео и текстов на иностранных языках и бесплатные виртуальные инструменты для работы с ними. В Lingq.com и на Italki.com каждый пользователь может зарабатывать, приводя по своей ссылке новых пользователей и работая в качестве репетитора. На Italki для этого даже используется внутренняя сетевая валюта. Все вопросы с налоговыми органами сетевой репетитор решает самостоятельно. Среди российских проектов можно отметить замечательную сеть lingualeo.ru, где можно учить английский онлайн. Эта образовательная сеть в большей степени бесплатна, деньги взимаются с тех, кто хотел бы заниматься интенсивно. Абонентская плата за премиум-аккаунт и поощрительные баллы за новых пользователей – это, пожалуй, самые распространенные механизмы коммерческих сетевых образовательных проектов. Плюс в том, что пользователи, которые в принципе не хотят платить за информацию, могут лавировать между сетевыми обучалками, собирая бесплатный урожай уроков, книг и тестовых занятий.
Некоммерческие, просветительские проекты, которые спонсируются за счет государства или частных пожертвований, становятся все более профессиональными и доступными. Мы уже упоминали об англоязычном проекте Coursera.org, чей девиз – «Образование – каждому». Более сорока курсов от ведущих университетов мира – от медицины и биологии до экономики и социологии, от литературы до высшей математики – доступны пользователям бесплатно. Продолжительность каждого курса – от четырех недель до трех месяцев, читают их профессора из Стэнфорда, Принстона, Беркли, Мичиганского университета. Под каждый курс создается сетевое сообщество на сайте Coursera.org. Каждую неделю выкладывается новая видеолекция, к ней – задание. Чаще всего это эссе или тест. Эссе проверяется анонимно другими пользователями. В сообществе проекта пользователи делятся информацией, книгами, объединяются в микрогруппы по интересам, языку, родной стране. Затем онлайн-сообщество, как река во время наводнения, расползается по другим сетям. Затем студенты, живущие в одном городе, выбираются на развиртуализацию. К окончанию проекта большинство студентов начинают дружить в сетях и ездить друг к другу в гости. Сетевые отношения очень демократичны. Udacity.com – еще одна частная организация, созданная с целью демократизации образования на базе Стэнфорда. Но если Coursera привечает естественников и гуманитариев, то Udacity – это бесплатные и общедоступные курсы по криптографии, языкам программирования, созданию программ для бесплотного транспорта и анализу социальных сетей. Собственно, эти организации – арьергард сетевых образовательных проектов. Именно здесь нарабатывается опыт, собирается материл для теоретических исследований и тестируются практические выкладки. Сравнивать счастливых студентов с лабораторными мышами не хочется, да и не зазорно быть мышкой, если это поможет другим становиться образованнее. Печаль лишь в том, что эти ресурсы созданы другим государством и доступны лишь тем, кто знает английский.
Грустно признавать, но мы живем в парадоксальное время. Общеобразовательные школы вот-вот станут платными, и дети, выучившись читать и писать, пойдут оттуда прямиком в профессии, связанные с тяжелым физическим трудом. Есть профильные, «элитные» гимназии для богатых, среди которых попадаются одаренные бедные. Казалось бы, неизбежны кризис образования, усиление расслоения общества, и новый «лысый с кепкой» вот-вот полезет на броневик, но сетевые образовательные проекты – это вариант, который позволит дать всем детям равные возможности получить знания. Нужно ли это государству? И велика ли потребность в господдержке у сетевых просветителей?
Анастасия Чеховская

  • 1

Общение или коммуникация в СЕТИ?

И в реале, и в виртале, и между двумя участниками между многими возможно межличностное ОБЩЕНИЕ которое беспредметно, так как люди получают позитивные и/или негативные эмоции, а возможна и предметно-содержаельна КОММУНИКАЦИЯ в ходе которой и проекты взникают, и связь реала с виртуалом появляется...

Как отличить ОБЩЕНИЕ от КОММУНИКАЦИИ в СЕТИ?

  • 1
?

Log in

No account? Create an account