Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Детский интернет: цифровая грамотность и безопасность в сети
eurekanext
Тарасенко_ЖЖ

По материалам конференции по обеспечению детской безопасности и цифровой грамотности в интернете. (Digital October, 13 марта 2013 года, Москва, http://rocid.ru/childsafety2013)

Встреча сообщества технологов интернета и педагогов
В настоящее время в российском и зарубежном сообществе педагогов проходит множество профессиональных дискуссий, обсуждений по вопросам организации и устройства образовательной среды – среды, которая может быть построена через комплекс решений в области педагогических техник, внутренней и внешней архитектуры образовательных учреждений, встраивания школы в локальные сообщества и социумы, и в области применения современных информационных технологий.
Очевидный факт, что с каждым годом и даже месяцем возрастающую роль в образовании, как и во множестве других технологических и гуманитарных отраслей, играют информационные, медийные технологии. Принимая во внимание все новые направления, качества и формы вовлечения молодого поколения, детей в существующие информационно-социальные, игровые, виртуальные среды, а отсюда и возникающие социальные, психологические, правовые риски такой вовлеченности (по статистике исследований Фонда развития интернета, каждый седьмой ребенок 12–16 лет проводит в интернете до пяти-шести часов ежедневно), сообщество специалистов ИТ-технологий стало принимать активное участие в таких дискуссиях.
Несколько лет назад ИТ-сообщество стало уже инициатором семинаров, конференции, общественно-профессиональных дискуссий с участием педагогов, социологов, психологов, а также представителей органов власти. Одним их примеров является ежегодный Форум безопасного интернета, организованный Лигой безопасного интернета, результатом которого стал ряд инициатив по организации, профилактике безопасного взаимодействия, поведения детей в сети интернет.

22

Безопасность информационной среды: технологические и социальные задачи
Одним из последних событий, организованных Министерством по коммуникациям и связи РФ, Российской ассоциацией электронных коммуникаций при поддержке Google-Россия, стала Международная конференция по обеспечению детской безопасности и цифровой грамотности в интернете. В конференции приняли участие более 200 человек, представителей федеральных и региональных органов государственной власти, интернет-индустрии и экспертного сообщества, включая руководителей института ФИРО, Фонда развития интернета.

44

В первой секции конференции участниками были затронуты аспекты развития законодательства, включая введенный в 2012 году в действие «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети интернет», вопросы саморегулирования интернет-отрасли, технологические решения на уровне интернет-провайдеров, обеспечивающих автофильтрацию контента. По итогам панельной дискуссии первой части конференции можно выделить следующие технологические и организационные проблемные вопросы и тенденции:

  • Медленное развитие саморегулирования интернет-отрасли, отсутствие профессиональных ассоциаций и правил взаимодействия – большинство интернет-провайдеров придерживаются собственных разработанных правил регулирования своей деятельности;

  • Несовершенство, устаревание законодательных актов и инструментов, когда с каждым инновационным, технологическим открытием настоящие исполнительные акты не срабатывают – примером могут служить облачные технологии, сверхбыстрое развитие и распространение мобильных коммуникационных устройств;

  • Отсутствие сквозных правил и норм регулирования коммуникационной отрасли на международном уровне, а также соответствующих законодательных и исполнительных актов и инструментов по предотвращению распространения в сети нелегального или причиняющего моральный вред контента.

Вторая часть конференции, которую открыл и вел руководитель ФИРО А.Г. Асмолов, была посвящена представлению данных масштабного исследования «Цифровая компетентность российских подростков и родителей и безопасность в интернете», презентации международного опыта по реализации проектов в области детской безопасности и цифровой грамотности, а также в заключение конференции был проведен отрытый урок по принципам безопасности в интернете и проектная работа для учащихся московской школы.

Риск ради риска
Вначале своего выступления А.Г. Асмолов выделил особенности современного детства, образования через новые формы социализации детей, обозначая ее как стихийную, разделяя роли семьи, школы, но и в особенности «сетевой социализации».
Второй характерной особенностью докладчик назвал то, что ребенок живет сегодня в сетевых, виртуальных мирах, дышит ими, при этом обучается, осваивает новые знания через спонтанные житейские понятия, при этом учитель оперирует и делится своим опытом через научные понятия, что в условиях такого явления, как «цифровой разрыв поколений», задает еще более острые задачи для педагогической практики.
Говоря о безопасности – информационной, социальной безопасности как новой идеологемы XXI века, – А.Г. Асмолов определил ее как ставшую неотъемлемой составляющей для любой существующей идеологической системы наряду со справедливостью, социальным равенством, присущим XX веку. И в то же время Асмолов определяет, что мы жители общества риска, в котором человек, и особенно ребенок, непредсказуемое существо, и что ребенку присуще «поведение с риском ради риска», нас гипнотизирует риск! Не риск ради достижения, а ради риска.
В заключение выступления, ссылаясь на заявления интернет-центра Гарварда, А.Г. Асмолов говорит, что интернет имеет свойства генеративности – свойства среды для порождения новых реальностей как пространство для спонтанного проявления индивидуальности, сущности отдельного человека, ребенка. И здесь, решая задачу уберечь от риска, мы не можем спрогнозировать, как защита наша отзовется, с какими новыми вызовами мы столкнемся.

55

«Веб-рейнджеры»
Международный опыт решения вопросов в области детской безопасности и цифровой грамотности на конференции был представлен проектом «Веб-рейнджеры», яркую презентацию которого провел представитель Google-Израиль Ноа Элефант.
Проект «веб-рейнджеры» был организован Интернет-ассоциацией, Министерством образования Израиля при поддержке компании Google и нацелен на повышение цифровой грамотности младшего поколения, помощи в освоении инфокоммуникационных навыков разных категорий взрослых.
Ноа Элефант поделилась с аудиторией достаточно известными принципами работы с детьми, организации их деятельности. Вовлеченность, предоставление возможности идентифицировать себя со своим кругом сверстников, доверительное отношение взрослых, руководителей проекта через делегирование настоящих задач – именно те принципы, которые сыграли на успешность проекта, на его развитие и признание.
В израильском проекте группы подростков на первом этапе проходили мастер-классы от специалистов компании Google. Совместно с руководителями проекта ребята разрабатывали символику проекта, имиджевую и функциональную атрибутику: визитки, бейсболки, майки, брошюры и т.д.
Доверительное отношение руководителей проекта, предоставление настоящих полномочий для организации образовательных и консультационных программ для детей и взрослых позволили подростковым командам – «веб-рейнджерам» – увидеть не только результаты своей деятельности, ощутить поддержку культовой ИТ-компании Google, но и получить признание в образовательном сообществе, в медиапространстве, на самых разных площадках.

history_1

Статистика детского интернета
Один из центральных докладов с презентацией нового исследования «Цифровая грамотность и безопасность в интернете» был представлен директором Фонда развития интернета Г.В. Солдатовой. Через призму предъявленных цифр статистики можно попытаться сделать оценки масштабов, степени вовлеченности, компетентности, распределения рисков и провести прогнозы будущих изменений в развитии информационной образовательной среды, особенностей психофизического развития детей. Цифры статистики были даны Г. Солдатовой с указанием на текущие противоречия или на разности направлений роста «детского» и «взрослого» интернета.

history_2

Масштаб, вовлеченность: каждый седьмой ребенок проводит в сети интернет четыре-пять часов.
Использование мобильного интернета увеличивается, сеансы выхода в сеть становятся частью распорядка обычного дня.
Интересы: поиск информации для учебы.
Исследования явно показывают растущие запросы учащихся на образовательный контент.
Риски: преобладают риски и опасения встретить агрессивность в коммуникации.
Более широкий опыт и компетенции несут с собой более широкий спектр эмоций, получаемых ребенком.
Ценности: необходимость интернета занимает второе место после близких, семьи по шкале «ценности, которые я возьму на необитаемый остров»
Источники ИКТ-образования: преобладает несистемное образование, получение навыков от сверстников, самостоятельно. Школы предоставляют достаточно мало образовательных программ по ИКТ на высоком уровне, при этом у родителей есть высокий уровень ожидания, что школа может дать достаточно качественные курсы для ребенка.
Технологии, которые будут проникать в образовательное пространство и задавать новые формы педагогических техник:
– Облачные технологии и технологии больших данных.
– Совместные среды, образовательные и исследовательские.
– Массовое открытие онлайн-курсов.
– Дополненная реальность (google-glass, виртуальные среды).
– Гибкие дисплеи, планшеты.
– 3D-печать.
В заключение своего выступления директор Фонда развития интернета поставила перед аудиторией такие противоречивые заявления и вопросы:

  • Безопасность: фильтр технологический или фильтр внутри нас.

  • Чрезмерное увлечение сетью или новый образ жизни.

  • Повышение скорости психических процессов или дефицит формирования необходимых нейронных связей.

  • Интернет-зависимость или отработка необходимых навыков для успеха в условиях нового образа жизни.

  • Каких можно ожидать изменений высших психических функций, если проводить в сети более пяти часов в день каждый день.

history_5

Дополнительные материалы и презентации конференции

  • Презентация исследования «Цифровая грамотность и безопасность в интернете» (Фонд развития интернета) 02_Statistics_childrensafety_Soldatova.pdf

  • Презентация комплексной обучающей программы «Цифровая грамотность и безопасность в интернете» для педагогов основной школы (Фонд развития интернета) 01_Edu_programm_Childrensafety_Soldatova.pdf

  • Интервью заместителя директора Internet Watch Foundation и координатора коалиции ЕС «Безопасный интернет детям» Андреа Парола (Andrea Parola) http://lenta.ru/articles/2013/03/14/children/

  • Открытый урок «Интернет: возможности и риски». Проектная работа «Придумай свою социальную сеть и сформулируй семь основных правил взаимодействия в ней».

openclass_2
Максим Тарасенко

?

Log in

No account? Create an account