Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Попали в сети
eurekanext
Шперх_ЖЖ

Когда-то в детстве, читая Чапека и Азимова, я мечтал о временах, когда у нас появятся роботы.

Мир менялся, я окончил школу, занимался автоматизацией систем управления, с удивлением вертел в руках первые сотовые телефоны и пожимал плечами, когда в магазине мне показывали нечто под названием «робот-пылесос». Я ждал других роботов – андроидов, «железных людей», описанных классиками. Помощников с руками и ногами.
И вдруг в один прекрасный момент осознал, что роботы уже вокруг нас: они в автомобиле и телефоне, в кондиционере, телевизоре и еще массе вещей, из которых складывается наш быт. Роботы пришли неожиданно и совсем другими – не железными монстрами, но незаметными помощниками.
История эта очень важна, если мы попытаемся ответить на вопрос, какой должна быть электронная образовательная среда. Что это такое: всеобъемлющее виртуальное пространство, в котором проходит весь процесс обучения и в котором предусмотрены активности на все случаи жизни?
Когда мы в Школьной лиге РОСНАНО планировали создание образовательной среды, мы решили пойти иным путем. Не создавать очередного монстра и завлекать в него детей, а, наоборот, идти к детям навстречу.
Электронная среда для нас – не замкнутое пространство, а средство коммуникации с реальностью. Процесс обучения происходит не в виртуальности, а в реале. И суть электронной образовательной среды – протянуть ниточку к каждому ученику, чтобы вытащить его, где бы он ни находился, для реальных действий – исследовательских и творческих проектов, опытов, уроков.
Школьная лига РОСНАНО – сетевой проект, целью которого является продвижение в школах Российской Федерации идей, направленных на развитие современного образования, в первую очередь естественнонаучного. Сегодня в нее входит около 200 школ, разбросанных по всей России.
Планируя сетевую среду, мы понимали, что науку нужно изучать не виртуально. Ее обязательно нужно «щупать»: ставить опыты, проводить исследования, посещать университетские лаборатории и высокотехнологические производства. Но не менее важно при этом не зациклиться на чем-то одном, не стать «ботаником», узким специалистом, не видящим ничего вокруг: мы знаем, что все выдающиеся открытия современности совершаются на стыке наук, и для подлинных открытий нужна творческая смелость и широкий кругозор. Именно поэтому в наших программах большое внимание уделяется «непрофильным» темам – музыке, искусству, развитию творческих способностей в широком смысле.
Характерным примером такого подхода является конкурсная программа. Разброс по тематике и уровню сложности – огромен. Это и «Наноолимпиада», результаты которой дают 100 баллов к ЕГЭ, и конкурс детского рисунка, ориентированный на малышей, конкурс социокультурных проектов и решение бизнес-кейсов. Каждый может найти конкурс по себе.
Важно, что мы работаем как со школой в целом (на уровне учителей и координаторов), так и непосредственно с каждым учеником. Для работы с каждой целевой группой используются различные инструменты: учителя получают информацию и консультации через портал и рассылки, с учениками же налажена коммуникация через социальную сеть «ВКонтакте». Последнее – принципиально. «Контакт» воспринимается детьми как продолжение личного пространства, и активная работа в нем дает возможность выстраивать неформальные связи, использовать элементы вирусных стратегий и пр.
В качестве примера можно привести серию заданий по разоблачению мистификаций – на страницах «ВКонтакте» публиковались фотографии и небольшие кейсы, содержавшие ошибки, для обнаружения которых нужно было привлечь знания, полученные на уроках физики, химии и биологии. Для решения их не надо было привлекать формулы, штудировать страницы учебников – они воспринимались как «приколы», но несли очень важную обучающую нагрузку.
Вообще мы стараемся как можно активнее использовать для учебной деятельности именно навыки, получаемые ребятами вне школы. Например, во время летней школы «Наноград» мы активно использовали коммуникацию при помощи мобильных технологий и соответствующих сервисов, показывая, каким образом из того, что принято считать исключительно развлечением, можно сделать замечательные учебные активности. В проекте «Казань-онлайн» дети, вооруженные смартфонами, вели онлайн-репортаж в твиттере во время экскурсионной поездки по различным инновационным площадкам Казани. В результате благодаря грамотно выстроенной педагогической технологии участники не только научились вести репортаж в режиме реального времени, не только следили за тем, что происходит с другими группами, но, что более важно, научились при помощи хэш-тегов «вытягивать» из, казалось бы, абсолютно захламленного информационным шумом потока тематическую информацию.
Вопросу умения ориентироваться в информационном потоке, умению привлечь свои знания для анализа получаемой информации Школьная лига уделяет большое внимание. Можно вспомнить конкурс, в ходе которого дети учились разоблачать научные мистификации. В ходе полуторамесячного марафона участники получали еженедельно по пять «научных» статей, одна из которых была мистификацией. Для того чтобы разоблачить мистификацию, нужно было привлечь знания, полученные на уроках, уметь искать информацию в интернете, анализировать ее достоверность и научность. Достаточно сказать, что в конкурсе приняли участие более 600 школьников, и это несмотря на то, что задания требовали довольно большой и кропотливой работы.
Как я уже писал, единая образовательная среда выстраивается модульно: решение находится под конкретную образовательную ситуацию, а не наоборот. Тем более что сегодняшние технологии предоставляют огромный выбор открытых решений, не требующих огромных финансовых вливаний. Так, для организации дистанционного обучения мы используем свободную версию СДО eFront, которая интегрирована с нашей собственной системой видеоконференций, основанной на BigBlueButton – все эти решения бесплатны, но работают не менее эффективно, чем коммерческие аналоги.
Модульная система позволяет гибко реагировать на измерения ситуации. Если возникает необходимость использовать какие-то новые возможности и инструменты, они просто добавляются либо в виде дополнительного функционала, либо в виде отдельных сайтов, входящих в единый кластер Школьной лиги. Например, когда возникла идея проведения конкурса с использованием геоинформационных сервисов «Нанотехнологическая карта России», просто был создан специальный сайт на Wordpress, пользователи которого были интегрированы в единую систему регистрации. Wordpress вообще является неоценимым помощником для быстрого создания сайтов под конкретный локальный проект – развертывание сайта при помощи этого движка требует нескольких минут, и он может быть настроен практически под любые нужды.
Еще одним примером гибкого подхода является недавняя история с возникновением совершенно новых активностей в 700-й школе г. Санкт-Петербурга.
Школьная лига уже второй год выпускает научно-популярный журнал для подростков «Я Леонардо». И вот в рамках «Школьной недели НАНО» этой весной учителя и ученики решили попробовать на основе научно-популярных статей создать различные проекты – провести опыты, описанные в статье, и рассказать о них, исследовать более глубоко тему, которая рассматривалась в журнале, создать на основе материала художественную инсталляцию.
По сути, на наших глазах рождается новая форма работы, не предусмотренная никакой жесткой схемой образовательной среды. Она еще не имеет никакого электронного отображения. Но модульный подход дает уверенность, что эти активности смогут быть встроены в единую систему и школьники из других городов смогут использовать наработки петербургских сверстников для организации своих активностей.
Важным инструментом для организации единого образовательного пространства являются службы Google. Без них трудно представить себе организацию совместной работы учителей по разработке методических материалов, календарное планирование сетевых проектов. Но даже здесь мы используем принцип разумной достаточности.
Скажем, в Школьной лиге сегодня работает семь сетевых лабораторий, в которых работают учителя, ставящие целью разработку и апробацию различных способов учебной работы, создание методических рекомендаций или проектирование уроков. На старте каждая лаборатория получает минимальный набор инструментов на портале Лиги: это возможность публиковать тексты и обсуждать их. Но когда дело доходит до более серьезной работы, лаборатория получает те инструменты, которые необходимы для более эффективной работы именно этой лаборатории: папку с документами для совместного редактирования (на основе Google Drive), список рассылки на основе Google Groups, инструменты управления проектом на основе Google Sites и Google Calendar. Плюс ко всему этому – Google Forms для организации тестирования, Google Hangouts для организации видеоконференций и т.д.
Как можно заметить, несмотря на то что мы считаем, что основная учебная активность проходит «в реале», мы не отказываемся от электронных способов обучения. Наоборот, мы активно используем дистанционное обучение учителей – как в виде описанных выше сетевых лабораторий, так и в виде более традиционных учебных курсов.
И все же главное происходит в реале. Наверное, именно поэтому все участники – и учителя, и дети – так ждут встреч на различных очных мероприятиях – конференциях, семинарах и, конечно, в летней школе «Наноград». И горящие глаза участников, тот драйв, который всегда присутствует на этих мероприятиях, говорит о том, что мы на верном пути.
Анатолий Шперх,
руководитель отдела сетевых коммуникаций АНПО «Школьная лига»,
учитель информатики в школе «Менахем»

?

Log in

No account? Create an account