Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
География школьных ИКТ
eurekanext
Калужская_ЖЖ

Знакомство с работой разных школ в отдельно взятых странах мира помимо живых и ярких впечатлений позволяет сделать некоторые обобщения относительно практики применения новейших цифровых ресурсов и технологий:

  1. В европейских странах и США начинает доминировать принцип «Bring your device» (принеси свое устройство, будь то нетбук, планшетник или смартфон). Везде – в кабинетах, фойе и коридорах (даже в личных шкафчиках) – установлены розетки для подзарядки и организованы места для работы; как правило, есть быстрый вай-фай.

  2. При таком подходе рабочую среду можно организовать где угодно – и представления о традиционном «компьютерном классе» уходят в прошлое.

  3. Мультимедийные доски – это наше, российское увлечение. В британских, китайских и финских школах используются мобильные экраны в сочетании с планшетниками и документ-камерами. Запомнилась ремарка финского педагога: «Такие доски используют только в школах, больше наши ученики не встретятся с ними в реальной взрослой жизни. Зачем создавать искусственную среду?..»

  4. Школы всего мира снабжены в основном «макинтошами». Да, они дороже, но зато гораздо устойчивее в работе и к вирусным атакам, практичнее и долговечней. И (для тех, кто вырос на продукции Apple) проще в использовании.

  5. ИКТ перестают быть отдельным учебным предметом и встраиваются в технологическую платформу образовательной программы. Достаточно вспомнить, что от чистописания некоторые школы США давно перешли к слепой десятипальцевой печати. Но! – при этом нигде не заметно фанатизма в применении ИКТ; в самых «навороченных» классах проекционное оборудование мирно соседствует с меловыми досками и флипчартами. Принцип очевидный: если цифровые ресурсы по существу ничего не меняют в результативности и стиле урока, но требуют от учителя лишнего напряжения, то можно их и не задействовать.

Мария Калужская


Завтрашний день школы
братищева_ЖЖ

На мой взгляд, сейчас для школы наиболее перспективны мобильные технологии. Компьютерные классы, оборудованные стационарными компьютерами, уходят в прошлое. Настоящее, не будущее – за принципом «Один ребенок – одно мобильное устройство». Именно устройство, это принципиально. Такой подход расширит возможности школы по подготовке детей дистанционным образом и даст возможность использовать лучшие практики мобильного обучения. Это существует уже сейчас: в Ярославле есть Центр телекоммуникационных технологий, в котором успешно дистанционно учат математике. Необходимо, чтобы такие практики стали более распространенными, что позволит отчасти решить проблему с доступом к качественному образованию детей-инвалидов и детей в удаленных от центра школах.
Сейчас, к сожалению, все чаще покупка мобильного устройства перекладывается на плечи родителей. Это неправильно, но такая практика уже существует. Необходимо использовать в учебном процессе имеющиеся устройства. Детей, у которых устройств нет, нужно ими обеспечить за счет школы. Пока что это будет затратнее, чем покупка стационарных компьютеров, но устройства быстро дешевеют. Кроме того, конечно, нужен широкополосный интернет, так как никакие дистанционные технологии без него невозможны.
Если говорить о конкретных мобильных устройствах, то я пока сторонник планшетов. Из того, что есть, они самые удобные, и их функциональные возможности уже не уступают ноутбукам и уж тем более стационарным компьютерам.
Очень перспективны для школы 3D-технологии. Они позволяют визуализировать любой физический, химический опыт, сделать его наглядным, развивают образное мышление, пространственное воображение. Пока все эти устройства очень дороги, но, я уверена, они быстро начнут дешеветь. Сложно говорить, что станет доступно для образования в первую очередь, 3D-принтеры, 3D-тренажеры или что-то еще, этот вопрос больше к производителям.
Так же считаю интересным для школы использование возможностей навигационных технологий для получения знаний по местоположению, которые полезны для уроков истории, регионоведения, литературы.
Сейчас даже сложно себе это представить, но со временем наше образование неизбежно изменится под воздействием новых технологий, которые только-только начинают появляться. Пока всеми устройствами мы управляем с помощью рук. Но уже на подходе устройства, которыми можно будет управлять с помощью голоса. Они уже есть, просто массово пока не используются в силу своей высокой стоимости. Однако я видела творческие лаборатории, созданные специально для школьников на основе технологии управления голосом. Это будущее нашего образования, они позволяют создавать очень интересные творческие продукты. Со временем появятся и физические, и химические лаборатории, которыми можно будет управлять с помощью голоса. Нужно готовиться к их появлению уже сейчас. У нас же есть инновационные школы – вот для них и можно было бы приобрести данные новинки. Я думаю, устройства с голосовым управлением войдут в массовое употребление через три-пять лет в различных областях нашей жизни. Школа должна быть к этому готова.
Голосовое управление – это только начало. Появятся устройства, которыми можно будет управлять зрением или силой мысли. Как это изменит наше образование, я не берусь сейчас спрогнозировать. Однако важно заметить вот что: дети в среде новых технологий – свои. Дети моментально принимают и начинают использовать новые технологии. При этом школа остается самым консервативным институтом нашего общества. Это во многом оправданно. Но это создает разрыв в овладении новыми технологиями между детьми и школой. Поэтому школе не стоит увлекаться консерватизмом. Ей необходимо не отставать от детей. Показателен пример с планшетами. Для многих детей они, появившись в школе, будут вчерашним днем. А школе стоит посмотреть в завтрашний день.
Виктория Братищева,
директор Департамента развития продуктов и услуг
в сфере образования, культуры и туризма НИС ГЛОНАСС

?

Log in

No account? Create an account