Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Работа над ошибками
eurekanext
Булин-Соколова1_ЖЖ

В новом стандарте для начальной школы, в разделе «Требования к условиям...» зафиксировано, что информационная образовательная среда должна быть в каждом образовательном учреждении. Это уже обязательное требование. Информационная среда – это не только компьютеры и программное обеспечение. Это еще и люди, которые умеют в ней работать, а также регламенты такой работы, утвержденные на уровне школы. Что должно принципиально измениться в образовательном процессе в связи с переходом на новый стандарт?

В электронной образовательной среде каждый учитель должен фиксировать план, ход и результаты образовательного процесса. Подготовка плана каждого урока и выкладывание материалов в открытый доступ в электронную среду требует со стороны учителя дополнительной работы. С другой стороны, выложил урок один раз – он остался навсегда, и теперь его можно улучшать, изменять, но не готовить с нуля заново. Кроме того, материалы к урокам видят дети, их родители, они могут к ним вернуться и разобрать, повторить, посмотреть внимательнее, если что-то пропустили.
Очень большое значение имеет фиксация хода образовательного процесса. Любая работа над ошибками имеет смысл, только если ребенок может посмотреть на предыдущий результат и на комментарии учителя. Что происходило до сих пор? Учитель рассказывает ребенку о его ошибках, например, в школьном сочинении. Как быть ученику, если работа требует радикальных изменений, переписать ручкой в тетрадь все сочинение? На такое способен не каждый ученик. Иное дело, когда в электронную среду будет выкладываться и работа ученика, и отзыв учителя на каждую работу. Школьник сможет увидеть комментарии учителя к своему сочинению: «Вот здесь тебе стоит заменить слово на синоним, а вот тут – найди сам, где у тебя утрачена логика изложения... А вот тут у тебя герой исчез непонятно куда». Прочитав такой комментарий, ребенок сможет, во-первых, быстро улучшить свою работу, переставив части, заменив некоторые слова на более подходящие, дописав недостающие куски, и снова послать ее учителю. И получить еще одну отметку – за умение понять комментарии и переработать текст в соответствии с ними (так, как это делает профессиональный автор). Во-вторых, он сможет написать следующую работу лучше. До сих пор к работе над ошибками большинство учеников подходили формально. Особо старательные отличники мучились, попросту переписывая заново огромные тексты – занятие трудоемкое и довольно бессмысленное.
Точно так же новые возможности предоставляет школьная информационная среда для работы над развитием речи учащихся, дает возможность совершенствовать устные выступления. Сейчас все, что мы можем сделать на уроке с речью конкретного ребенка, – это выслушать его и отреагировать на содержание его выступления, если ребенок в состоянии его донести. Если же ученик не может, как часто говорят, «двух слов связать», путается, не может сконцентрироваться и подобрать правильные слова, то мы только и можем высказать общее неудовлетворение, посадить ребенка на место, так как не можем выслушивать его бесконечно. Информационные технологии позволяют работу с устной речью сегодня организовать иначе. Устный рассказ «по картинке» или свою историю, сказку, ответ на вопрос ребенок может рассказывать, не только стоя перед классом, но и сидя в наушниках перед компьютером. Его рассказ будет записан, и он прежде всего сам может его послушать, отметить для себя места, которые лучше рассказать иначе, а потом, разместив готовый фрагмент работы в информационной среде, ждать реакцию учителя. Получив рецензию на свой устный рассказ в той же информационной среде, ребенок может учесть советы учителя или родителя и исправить свои ошибки, работать над ними в собственном темпе.
Фиксацию результатов можно понимать упрощенно, считая, что результат – это отметка. Сейчас много говорят в этом смысле об электронном журнале как об инструменте фиксации результатов и старательно внедряют эти самые журналы в школьную жизнь, заставляя учителей переставлять оценки из бумажного журнала в компьютерный. Дескать, родители теперь могут смотреть, сколько задали ребенку и что он получил. Но на самом деле гораздо важнее и для ребенка, и для родителя получить возможность постоянно наблюдать за реальным приростом результатов и оценивать именно их, видеть личные достижения учащегося в сравнении с ним же самим. Прогресс и оценка прогресса – вот что самое важное. Потому что рост над самим собой, преодоление трудностей, умение улучшать свой результат – это и есть процесс учения.
Если говорить о реальных последствиях введения нового стандарта, то по крайней мере в Москве они уже ощущаются. Сейчас учителя пользуются различными решениями для создания информационной образовательной среды в школе, осваивают разные программные продукты, имеющиеся на рынке. Одно из таких решений – бесплатная, свободно распространяемая, поддерживаемая коллективом нашего центра среда на базе языка Moodl. Ее мы и предлагаем школам. Для всех учителей начальной школы региона мы разместили в этой среде все учебные планы и материалы к урокам курсов «Математики и информатики», «Литературного чтения», «Окружающего мира» и др. Кроме того, к каждому уроку в разделе «Для учителя» есть методические рекомендации, видеосъемки уроков с комментариями учителей, их проводивших, и т.д. Каждый учитель, оказавшись на курсах повышения квалификации, знакомится с работой в этой среде, получает свой логин и пароль, ему копируются нужные ему курсы, которые он может исправить, переделать или заменить в них все, что ему не подходит, своими материалами. Все задания, которые учителю требуется выполнить на курсах, он выполняет в этой среде и, как и ученики, размещает их в своем портфолио. Это портфолио и является предметом изучения и оценивания в момент аттестации учителя в конце курсовой подготовки.
Вернувшись в школу, учитель вводит всех своих учащихся в эту же информационную среду и начинает в ней работу со своим классом. Дети размещают свои работы в индивидуальных портфолио, учитель рецензирует их, родители получают доступ к материалам учителя и своего ребенка, а также, естественно, могут видеть оценки и домашние задания.
Сегодня на нашем портале http://nachalka.edu.ru/ в этой среде работают более 160 тысяч человек – это ученики и учителя начальной школы Москвы, и их число растет.

Елена Булин-Соколова,
директор Центра информационных технологий
и учебного оборудования Департамента образования города Москвы


Трехмерное обучение
Шимутина_ЖЖ

В Москве сейчас идет обеспечение учителей ноутбуками для того, чтобы они могли работать и дома, совершенствование интернет-обеспечения: прокладка сетей, настройка вай-фая. Все эти меры призваны обеспечить выполнение нового стандарта школьного образования. Другая тенденция сегодняшнего времени – увеличение активности школ в интернете. Директора ведут переписку в своих блогах. Улучшаются школьные сайты, как стандартные, так и авторские.

Если говорить о тенденциях завтрашнего дня, то, я думаю, здесь будут развиваться комплексные решения. Я каждый год езжу на выставку BETH в Лондон. Там были представлены самые разные интересные решения. Основные тенденции – переход от плоскости к объему. 3D-принтеры, замена интерактивных досок интерактивными столами, полами, потолками. Это все позволяет создать подлинную виртуальную среду и использовать ее в образовании. Другая тенденция – персонализация обучения. Если раньше имело смысл ориентироваться на решения, рассчитанные на технику, которая уже имеется в школе, то сейчас все большее распространение получают решения, предполагающие участие всех устройств, которые дети приносят с собой. Я считаю, это правильно. По крайней мере в Москве у многих есть хорошие планшеты, ими нужно пользоваться.
Очень радует меня то, что появляются технологии, которые позволяют начать решать проблему неподвижности. Например, технологию, подобную Kinekt (разработка «Майкрософт»), нужно использовать в образовании. Дети смогут заниматься и одновременно бегать, прыгать, общаться.
Разумеется, Москва – это средоточие и фирм-разработчиков, и новых решений. В регионах все несколько хуже. Показательно, что, согласно исследованию, проведенному НИУ ВШЭ, московские директора гораздо чаще размещают свои публичные доклады в интернете. В то же время в регионах тоже есть очень интересные проекты. Один из лидеров информатизации – Татарстан. Здесь руководство активно сотрудничает с компаниями «Интел» и «Майкрософт». Развивает все, что связано с электронными образовательными средами. В целом я оптимист и считаю, что лучшие современные решения быстро придут в российскую школу.
Елена Шимутина,
заместитель директора по информационным технологиям
Центра образования № 548 «Царицыно»

?

Log in

No account? Create an account