Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Сопротивление бесполезно
eurekanext
ездов_ЖЖ

Единственное реальное сдерживающее средство для развития электронных образовательных сред – это голова учителя. В законодательстве уже все написано. Новый образовательный стандарт предполагает наличие электронной образовательной среды. С материальным обеспечением могут быть проблемы, но они решаются легко. Компьютеры дешевеют, дешевеют и планшеты.

Основные проблемы связаны с тем, что информационная среда предполагает большую открытость образовательного процесса. Постараюсь объяснить этот тезис на из практики нашей школы.
В Центре образования Технологии обучения  обучается примерно 1000 детей с ограниченными возможностями здоровья. Все обучение дистанционное, дети и учителя встречаются в основном в Интернете.
В 2003 году, когда мы только начинали проект, бывало так, что ребенок выполнит задание в два часа ночи в воскресенье, а через два часа пишет учителю – а когда вы проверите мое задание? А почему не поверили? Для того чтобы избежать таких недоразумений, мы разместили на сайте правило, согласно которому домашнее задание должно быть проверено к следующему уроку. Конечно, я могу себе представить школу, где на стене будут висеть правила, согласно которым учитель должен проверять домашние задания в такие-то сроки. Но почему-то я такого не встречал. В информационной среде автоматически фиксируется время сдачи учеником работы и время выставления оценки учителем.
Другой пример открытости  электронной среды: гораздо проще регулировать учебную домашнюю нагрузку ученика. У нас каждый учитель в электронном журнале пишет не только домашнее задание, но и ориентировочное время на его выполнение. Это видят и дети, и родители, и администрация. Если он задает сочинение по «Войне и миру» и пишет, что оно должно быть выполнено за 30 минут, конечно, родители и дети возмутятся. В следующий раз учитель напишет более реалистичное время. Если администрация школы видит, что Пете учитель дал задание, которое тот должен делать несколько  часов, то понятно, что здесь что-то не то. Надо выяснять, почему так. Общее время домашних заданий на конкретную дату система может посчитать автоматически и сообщать, например, классному руководителю о превышении пороговых значений.
Следующий пример – составление графика проведения контрольных работ. Если учитель хочет поставить контрольную на четверг, то в идеале, он должен убедиться, что другие его коллеги не хотят ее провести в тот же день, сделать это бывает не всегда просто по очевидным причинам. С помощью электронной среды это может происходить автоматически, еще во время составления тематического планирования: она автоматически будет сигнализировать о возможной перегрузке.
Из всех этих примеров видно, что даже самые незначительные усилия учителя по работе в информационной среде приводят к более скоординированным действиям всего педагогического коллектива, что естественно сказывается на качестве обучения.
Александр Ездов,
директор Центра образования Технологии обучения
Департамента образования города Москвы

  • 1

Голова учителя - как средство для посредственных

Прогресс действительно остановить нельзя... и сопротивление бесполезно. А вот процесс не только можно, но порой и нужно приостанавливать или регулировать. Изменения происходящие в образовании диалектические и поэтому содержание материала не вызывает особых вопросов, беспокоит другое - категоричность и в утверждении и в заявлении (названии статьи). Любой эволюционный процесс изменений нельзя колотить революционными логунгами - процесс от этого не измениться, а качество может пострадать. Революционными лозунгами перехода на цифровую природу обучения (что действительно необходимо) можно учителя превратить в оператора и тем самым обезглавить образование. Так как Образования без Учителя в принципе не бывает! Школа без учителя это всего лишь пункт получения Информации. Поэтому заявление о голове учителя как сдерживающем "средстве" развития электронных образовательных средств - заявлено не Учителем и это тревожит...

Re: Голова учителя - как средство для посредственных

Уважаемый Александр Геннадьевич!
Как мне показалось из статьи, Александр Анатольевич вовсе не предлагает "Образование без Учителя". Напротив, из его материала, по-моему, как раз тоже следует вывод (а точнее - за ней стоит убеждение) о важности роли учителя, о том, как много от него зависит: "даже самые незначительные усилия учителя по работе в информационной среде приводят к более скоординированным действиям всего педагогического коллектива, что естественно сказывается на качестве обучения". Он предлагает учителям прилагать усилия! Как раз потому, что от них так много зависит.
И с Вашей оценкой профессионализма А.А. не соглашусь. Он, конечно, большой скромник, и никогда бы не назвал себя Учителем. Но отказывать ему в профессионализме, по-моему, несправедливо...

(простите, если все-таки напутала с отчествами)

Re: Голова учителя - как средство для посредственных

Чудная таинственная Собеседница! Не имею возможности обратиться по имени отчеству.
Дело не в персоналиях и оценках уровня профессинализма - дело в понимании Сущности самой проблемы! Выражусь попроще и образнее, нельзя решать проблемы леса за счёт искуственно выставленных там пласмассовых муляжей, они без сомнения надёжнее, эффективнее, экономичнее - но вот кислорода не вырабатывают и в их тени нет свежести прохлады.
И затем ... не всякое сопротивление бесполезно...

Re: Голова учителя - как средство для посредственных

... вот и другой замечательный, считаю, учитель в соседней публикации говорит: "Это проблемы не только информационных средств, раз за разом приходится сталкиваться с тем, что освоение информационного пространства упирается в проблемы личностные..." http://eurekanext.livejournal.com/163616.html

  • 1
?

Log in

No account? Create an account