Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Шаг за шагом
eurekanext
Погодин_ЖЖ

При внедрении чего-то нового всегда возникают проблемы. Думаю, во многих школах эти проблемы оказались похожими на те, с которыми столкнулись мы, когда стали переводить учебный процесс в нашей гимназии на «информационные рельсы».

Основной проблемой, на мой взгляд, оказалась проблема целей. Многие учителя и даже администраторы вначале искренне не понимали, зачем вводить те или иные информационные инструменты, когда «и так все хорошо». В первую очередь это непонимание коснулось электронного журнала, переход на который оказался сопряжен с трудностями. Основная трудность – это дублирование, когда фактически одна и та же работа должна была проделываться дважды – в бумажном и электронном журналах. Естественно, на начальном этапе это вызывало недовольство и задержки в заполнении. Приходилось многократно разъяснять не только то, что «теперь в соответствии с должностными обязанностями необходимо заполнять электронный дневник», но и объяснять и показывать, чем этот дневник лучше бумажного, постоянно обучать работе с информационными инструментами. Причем сначала работа по обучению была групповой, а потом мы переключилась на индивидуальные консультации по выполнению конкретных задач. Чтобы увеличить количество активных пользователей электронного дневника, был введен ряд стимулирующих доплат для классных руководителей и учителей, выплачиваемых за качество работы с электронным журналом, активность в нем учащихся и родителей, выдачу домашних заданий. Такие мониторинги ведутся ежемесячно, и они показывают, что качество заполнения и вовлеченность участников действительно растут.
Электронные журналы все еще находятся в развитии, соревнуясь друг с другом за потребителя. Не всегда они бывали стабильны, и до сих пор не все ошибки еще исправлены. Но основная цель введения электронного журнала/дневника, на мой взгляд, гораздо богаче, чем просто дублирование оценок и домашних заданий, а также автоматизированный анализ успеваемости. Система электронного журнала потенциально способна превратиться в социальную сеть, где осуществляется и общение, и совместные проекты, и обмен информацией. Конечной целью может быть настоящая информационная среда, основным критерием оценки качества которой, на мой взгляд, служит количество и качество «user generated content» – содержания, загруженного самими пользователями – и учителями, и учащимися, и родителями. У нас в гимназии к этому делаются первые шаги: создаются учебные группы и группы по интересам, начинают работать форумы, обсуждения новостей, к сетевому общению все более плотно подключаются не только ученики, но и родители. На сайтах гимназии все оперативнее появляется информация о проводимых мероприятиях, которую предоставляют и учителя, и ученики. И опять, снова и снова, всплывает вопрос «зачем?», на который непросто порой находить ответ. Действительно, зачем родителю канал связи с педагогами, если он интересуется жизнью своего ребенка в школе в основном формально? Или зачем учителю оперативно реагировать в электронном дневнике на вопросы учащихся и родителей, если «и так целый день в школе, пусть приходят и спрашивают»? Это проблемы не только информационных средств, раз за разом приходится сталкиваться с тем, что освоение информационного пространства упирается в проблемы личностные, проблемы выстроенных отношений и особенностей общения.
Конечно, электронным дневником информационная среда не исчерпывается. В тех классах, которые работают по новым федеральным стандартам, учителя ведут заполнение так называемого информационного пространства ФГОС. Это пространство призвано сопровождать образовательный процесс, учителя размещают там информацию для родителей (включая сведения о планирующихся и проведенных мероприятиях), задания и полезную информацию для учащихся. По сути это еще одно средство, дополняющее электронный журнал и позволяющее решать задачу вовлечения в совместную работу участников образовательного процесса. Разные учителя тоже по-разному работают в информационном пространстве – кто-то ухватился за новое сразу и продвигает различные формы взаимодействия с учениками и родителями, а кто-то еще «не включился», а уделять этому время, особенно в условиях большой педагогической нагрузки, оказывается непросто. И опять проблемы решаются индивидуально, в том числе с привлечением стимулирующих выплат за высокое качество и результативность работы.
Когда мы в школе поставили задачу оперативного планирования и публикации на сайте планов работы с участием не только администрации, но и педагогов, и других сотрудников, встала необходимость воспользоваться функционалом, который перекрывал возможности электронного дневника. Оказалось, что в настоящее время существуют бесплатные для государственных образовательных учреждений  сервисы (в частности, Google Apps), которые можно использовать для создания собственной электронной почты, совместного календаря, разделяемого пространства для документов и так далее. Мы воспользовались этими возможностями, создали единую корпоративную среду на домене 1566.ru – и опять столкнулись с тем, что некоторые сотрудники не очень охотно принимают нововведения. Чтобы, например, прижилась корпоративная электронная почта, были организованы рассылки документов, в которых учителя были заинтересованы. Информация от педагогов относительно их работы по различным направлениям тоже постепенно переводится ими в электронный вид, что оказалось весьма удобно для подготовки последующих аналитических справок, включая обоснования стимулирующих выплат. И вместе с тем многое еще предстоит сделать, в частности, в ближайших планах – внедрить обмен информационными ресурсами и использование облачных сервисов для совместной работы.
Если говорить о других направлениях информатизации, в Москве (и у нас в гимназии) внедряется система прохода и питания, ориентированная на выпуск универсальных электронных карт учащегося. Востребован все более четкий контроль и учет того, что происходит в школах, средства электронного учета для этого оказываются незаменимы. Ученик, входя утром в школу, прикладывает к турникету карту, электронная система регистрирует его присутствие (родителям может быть выслана бесплатная смс об этом событии). Дальше с этой же картой ребенок приходит в столовую и может купить себе завтрак, обед или что-то в буфете. Уходя, ученик опять прикладывает карту, регистрируя свой уход. Отчеты о питании и проходе детей в любой момент могут быть предоставлены родителям и доступны для анализа администрацией. На очереди интеграция этой системы с электронным дневником. Правда, и здесь порой тоже не все получается гладко – если в школе, например, отключается доступ в интернет, возможность пополнения карт деньгами непосредственно в школе для того, чтобы дети могли питаться, сразу ограничивается, равно как и предоставление отчетов о проходе и питании учащихся. К тому же платеж за купленные обед или булочку провести без работающего интернета не удастся. А связь, бывает, все-таки «отваливается».
Вообще проблема отсутствия в школе доступа к услугам интернета с повышением уровня информатизации образовательной среды становится все более острой. Секретарь работает в основном с электронной почтой, где рассылаются ворохи приказов, инструкций, рекомендаций и прочей информации. По интернету из школы высылается большинство отчетов, задержка которых может обернуться санкциями. Электронный журнал обычно доступен через интернет. Городские диагностические работы скачиваются с серверов Статград. Даже селекторные совещания Департамента образования, которые обязаны смотреть все школы без исключения,  в случае отсутствия подключения к всемирной сети не увидеть. Техническая поддержка образовательных учреждений при всей ее оперативности в ряде случаев не способна сработать мгновенно. Поэтому школам приходится по-разному решать проблемы организации резервной интернет-линии. Порой – даже с помощью личного мобильного интернета.
В своем кратком обзоре я практически не коснулся проблем внедрения в работу педагогов электронных образовательных ресурсов, интерактивных презентаций, мультимедийного содержания и т.п. Эта работа продолжается уже не один год, и, конечно, немало в этом направлении уже сделано. Практически каждое рабочее место педагога оборудовано портативным или стационарным компьютером, подавляющее большинство учебных кабинетов оснащено проекционной техникой, некоторые – интерактивными досками и приставками. Тем не менее, рискуя повториться, скажу, что главное, по-моему, – это все-таки не информационные красивости, а тот уклад школы, в который они встроены. Главное – не презентации, а те обучающие методики и идеи, которые используются педагогами. И далеко не всегда красивый фантик вроде интерактивного тренажера способен вовлечь детей в учебу так, как слово или взгляд учителя. Любые информационные добавления приносят пользу образованию тогда, когда сочетаются с уважительными и доброжелательными, подлинно человеческими отношениями между всеми участниками образовательного процесса. Именно в поддержке и развитии таких отношений, на мой взгляд, главная цель всех процессов в школе, в том числе и совершенствования информационной среды.

Владимир Погодин,
заместитель директора по УВР гимназии № 1566, г. Москва

?

Log in

No account? Create an account