Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Урок по-новому
eurekanext
Шиврина_ЖЖ

Учителя-новаторы по всему миру ищут и находят все новые способы использования новых технологий в обучении. Блог-сервисы, Twitter, Skype и другие интернет-сервисы помогают разнообразить образовательный процесс, способствуют взаимодействию между учениками, стимулируют творческую деятельность. О том, как эффективнее использовать новые технологии на уроке, пойдет речь ниже.

1. Блогинг
Ведение блога – это отличный способ подтолкнуть учеников к тому, чтобы они делились результатами своей работы с другими учениками и обдумывали процесс своего обучения. Блоги позволяют развить мышление, улучшить навыки письма и чтения, подтолкнуть учеников к обмену мыслями и идеями. Есть несколько способов сделать блогинг более эффективным процессом, а также более интересным как для авторов, так и для читателей.

  • Сосредоточьтесь на целевой аудитории. Ученики должны постоянно помнить о том, что их блог может прочитать любой человек в любой точке мира. Попросите детей написать пост в своем блоге таким образом, чтобы его понял сторонний читатель, не имеющий отношения ни к школе, ни к теме сообщения, порекомендуйте написать введение и заключение. Вы заметите, что ученики станут излагать свои мысли более четко и последовательно.

  • Внимание к содержанию. Чтобы помочь ученикам выбрать тему, дайте им несколько вопросов или тем на выбор. Затем обсудите эти вопросы на уроке, а в качестве домашнего задания попросите их написать в своем блоге пост по поднятым вопросам. Напомните им, что необходимо писать сообщение для глобальной аудитории, так, чтобы понял любой человек на планете.

  • Возможность обмена мнениями. Попросите своих учеников прочитать посты друг друга и оставить комментарии к ним. Кроме того, можно дать задание написать отдельный пост о том, что каждый из учеников узнал из постов своих одноклассников.

  • Экспериментируйте. Создайте вместе со своими учениками коллективный блог на любую тему учебного плана. Сходите с ними в кино, в театр и попросите их поделиться мнением о просмотренном в своем блоге. Дайте классу задание создать пост в блоге, используя только слова с определенной гласной буквы, или только существительные, или только безличные предложения, а затем попросите детей проголосовать за то, у кого это получилось лучше всего. Преимущества блогинга в том, что в онлайн-пространстве очень легко делиться друг с другом своими работами, комментировать и воодушевлять друг друга на написание новых постов.

2. Подкастинг
Прежде всего необходимо уточнить, что же такое подкастинг. Подкастинг – это процесс создания и распространения звуковых файлов (подкастов) в стиле радио- и телепередач в интернете. Может показаться, что создание подкастов – невероятно сложный и утомительный процесс, но на самом деле это довольно легко. К тому же с помощью подкастов ученики могут в буквальном смысле добиться того, чтобы их услышали.
Вот несколько вариантов того, как использовать подкастинг на уроках:

  • Первый и самый очевидный способ – это использовать его как альтернативу блогингу. Некоторым людям гораздо проще говорить, чем писать, так используйте же возможность помочь каждому ученику проявить свои сильные стороны;

  • Пусть родители будут в курсе школьных событий: выкладывайте новые выпуски подкастов учеников на сайт школы или в общедоступное файловое хранилище;

  • Для младших школьников подкастинг – это эффективный способ наблюдать за прогрессом в технике чтения;

  • Предложите ученикам записать подкаст от лица какого-нибудь литературного героя, исторического персонажа или создать аудиорецензию на прочитанную книгу;

  • Дайте детям возможность обучать друг друга. Выберите сложную и объемную тему, например, Великая Отечественная война или части речи, и попросите учеников создать курс аудиолекций по этой теме.

3. Видеоподкасты
Одна из разновидностей подкастинга – создание видеороликов на какую-либо тему, или видеоподкастинг. Каким образом можно использовать это занятие в образовательных целях?

  • Ученики могут записывать на видео пьесы, сценки и миниатюры. Например, попросите старшеклассников сделать видеозапись постановки младших школьников и смонтировать ее. Первые будут рады оказанному им доверию, вторые смогут почувствовать себя кинозвездами;

  • Попросите детей создать несколько выпусков новостей: пусть попробуют себя в роли ведущих, режиссеров, корреспондентов и в любой другой, которая придется им по душе;

  • редоставьте ученикам возможность узнать друг друга поближе. Дайте им задание: пусть каждый из них возьмет интервью у двух-трех человек, затем можно на уроке посмотреть то, что получилось, проанализировать, выявить недочеты, а через месяц повторить снова – сделать своеобразную работу над ошибками;

  • Школьникам может понравиться идея создать видеоинструкцию. Тем – масса: от «Как сделать самолетик из листа бумаги» до «Как собрать компьютер». Позвольте фантазии своих учеников развернуться на полную мощность!

4. Twitter
Twitter – социальный сервис, позволяющий пользователям публиковать на своей странице короткие – до 140 символов – сообщения. Характерной особенностью Twitter является публичная доступность размещенных сообщений – получается аналог блога, только с очень короткими постами. Есть несколько способов превратить Twitter в образовательный инструмент:

  • Напишите рассказ совместными усилиями. Кто-нибудь из учеников пишет первую часть рассказа – конечно, он должен уложиться в 140 знаков. Затем он отправляет этот твит следующему ученику – и так далее, пока все не поучаствуют в написании или пока рассказ не получит логическое завершение. Это отличное задание для развития творческой письменной речи. Оно способно увлечь даже тех учеников, которые обычно плохо справляются с написанием сочинений;

  • Еще одно интересное задание: попробовать написать свою автобиографию и при этом уложиться в 140 знаков. Во-первых, это прекрасное упражнение на развитие лаконичности и умения выделять главную мысль. Во-вторых, это хорошая возможность узнать, что могут сказать о себе ваши ученики;

  • При изучении исторических деятелей, художников или исследователей попросите учеников написать твит с описанием биографии изучаемого лица. Да-да, все так же необходимо уложиться в 140 знаков;

  • Довольно сложная задача: ученики должны попытаться сформулировать главную мысль изучаемого текста, обсуждаемого вопроса или темы и при этом уложиться в 140 знаков. Это можно делать при изучении каждой новой темы, а затем выбрать лучшие твиты и в конце года с их помощью готовиться к экзаменам;

  • Проведите дискуссию в Twitter. Довольно сложно выразить свои аргументы в 140 символах, однако это еще один способ учиться формулировать свои мысли, выражаться лаконично и по существу. Кроме того, ученики, которые обычно не участвуют в живых обсуждениях, с радостью выражают свое мнение в Twitter-дебатах.

5. Skype
Skype – это бесплатное приложение, с помощью которого можно совершать звонки и видеозвонки через интернет. Оно предоставляет массу возможностей сделать образовательный процесс более интересным, эффективным и ориентированным на ученика.

  • Устройте урок по изучению других культур с помощью Skype – устройте сеанс связи с учениками из любой точки планеты, где есть доступ в интернет. Пусть ваши ученики таким образом узнают новое о других странах, учат иностранные языки, вместе со своими сверстниками из других стран работают над проектами – сегодня это стало возможным. Можно даже предложить такое задание: связаться с учениками из 50 школ по всему миру, а затем написать отчет о том, что нового узнали ученики о других странах и культурах;

  • Skype можно применять практически на любом предмете. География? Ученики могут исследовать климат другой страны или города: звонить своим ровесникам – жителям исследуемого места – и каждую неделю фиксировать погоду, а в конце полугодия писать отчет. Конечно, погоду можно посмотреть и на сайте, но ведь спросить у живого человека – это гораздо интереснее. Литература? Устраивать по Skype поэтические вечера и конкурсы чтецов. Иностранные языки? Говорить на актуальные для школьников темы со своими ровесниками – что может быть лучшим стимулом к изучению языков?

  • С помощью Skype можно вместо обычной лекции по новой теме провести интервью с известным специалистом в этой области. Предложите ученикам придумать вопросы и задать их, скорее всего, они отнесутся к этому с большим энтузиазмом;

  • С помощью Skype можно проводить уроки, делиться презентациями, помогать ученикам с домашней работой – фактически это прекрасный инструмент, позволяющий перенести обучение в интернет-пространство.

Анна Шиврина

?

Log in

No account? Create an account