Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Дети – не морковки
eurekanext
Панифидникова

Педагоги подошли и спросили тихо:  «Стандарт дошкольный – хорошо или все же лихо?»
Знаете, мне всегда очень нравятся различные нововведения, когда я слышу о них «из первых рук» – на конференциях и встречах с теми, кто это придумал. То, во что они превращаются, пройдя через «испорченный телефон чиновничества», нравится куда меньше. Основная идея, смысл исчезают под бетонными плитами ценных указаний и пояснений.
Во-первых и в-главных, на мой взгляд, дошкольный стандарт – это хорошо. Потому что дошкольное образование перестанет быть «игрушечным», это как спор – является ли Плутон планетой. Дошкольники станут настоящей Планетой в Системе Образования.
Важно это также и для родителей воспитанников, большинство которых до сих пор уверены, что хороший детский сад обязан научить детей читать и писать. Стандарт, я надеюсь, обозначит самоценность дошкольного детства, сможет донести до родителей, что есть компетентности, которые максимально закладываются именно в период до семи лет.
Сейчас я в отпуске и, пользуясь случаем, хожу с детьми в театры. Размышляя о стандартах, невольно оцениваю театры. Как все-таки важно целостное впечатление! Только один получил бы высший балл по мною сконструированным параметрам «Стандарт детского театра». Казалось бы – как можно оценивать искусство? Для нас с детьми было важно все – и забавный номерок в гардеробе, и улыбки контролеров, и специальные детские кресла, которые ребенок может по своему усмотрению установить, и спецэффекты на сцене, открытый музей кукол и «волшебные предметы» в холле, мини-сцена, где ребенок сам может повыступать в антракте, и экраны в холле, транслирующие все, что происходит на сцене (если ребенку сложно сдерживать свои эмоции в зале), мастерство артистов и экскурсия по театру, удобный сайт. Даже туалет оставил очень приятное впечатление – милая уборщица еще и горшки нам на выбор предложила… Казалось бы, что общего между театром и детским садом? Они похожи отношением к детям. Комфортными условиями. Учетом индивидуальных особенностей. Информационной открытостью и доступностью. Здесь все продумано до мелочей – попав в театр, вы попадаете в сказку. Как хочется, чтобы, попадая в детский сад, дети попадали в детство.
Чем грозит стандарт? Тем, что дети – не морковки. Выпустить одинаковых детей мы не сможем, и создать максимально благоприятные условия для каждого из детей на данном этапе – тоже нет. Дети к нам попадают разные – ведь стандарта для более раннего возраста не предусмотрено. Один воспитатель на 25 детей. Это реальность. Сейчас, когда стоит приоритет по исчезновению очереди в детский сад, уходит в небытие система по поддержке и развитию детей с различными особенностями развития. Хочется верить, что стандарт предусмотрит выход и из этой ситуации.
Рамки – это всегда ограниченность. В этом есть и плюсы, и минусы. А стандарт – это, конечно, рамки. Сейчас у нас в городе состоялся муниципальный конкурс сайтов. Мы не победили, потому что создали сайт не в соответствии со стандартом – таких, которые были по стандарту, у нас было уже три, но они оказались нежизнеспособны. Сейчас на сайте мы создали форум, он хоть и неказист, но им удобно пользоваться и родителям, и педагогам. В связи с этим вспомнился рассказ В.В. Вересаева «Состязание» – когда художники рисовали красоту женщины. Каким будет дошкольный стандарт, «внешне красивым» или «внутренне красивым», зависит и от нас с вами – надо только каждому из нас принять активное участие в обсуждении дошкольного стандарта.
Ирина Панифидникова,
МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 18 “Дюймовочка”»,
г. Усть-Илимск, Иркутская область

?

Log in

No account? Create an account