Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Акцент на воспитание
eurekanext
пчелинцева_ЖЖ

Нужен или нет стандарт ДО, уже не вопрос. Это требование нового закона «Об образовании» – дошкольное образование признано уровнем образования, и это значит, что оно теперь должно работать в соответствии со стандартами.

Сегодня действуют федеральные государственные требования (ФГТ) к дошкольному образованию, которые были разработаны несколько лет назад. ФГТ состоят из двух частей – требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и требований к условиям ее реализации. Стандарт отличается от ФГТ тем, что в нем должны быть еще и требования к результатам, – это принципиальное новшество.
Конечно же, никто не говорит и не думает о том, что наши дошколята должны сдавать экзамены или ЕГЭ, никакой итоговой аттестации не должно быть, это написано в новом законе. Но с помощью мониторинговых и иных исследований на разных этапах можно будет фиксировать уровень развития ребенка, чтобы педагоги дошкольных учреждений, родители понимали, как с ним работать дальше. Задача разработчиков примерных программ ДО и представителей науки – разработать такую диагностику, чтобы она помогала педагогу ДОУ в работе, а не перенапрягала его, не приводила к неоправданным тратам ресурсов времени, бумаги.
Очень хочется, чтобы наше дошкольное образование соответствовало на самом деле концепции личностно-ориентированного социально-педагогического подхода, который лежит в основе дошкольного образования, пока во многих учреждениях только на бумаге. Стандарт должен быть основан на требованиях к образовательной, воспитательной среде ДОУ, которая обеспечивает достижение результата.
В личностно-ориентированной модели равное значение придается и эмоционально-личностному, и социальному, и когнитивному развитию. Такой подход дает лучшие результаты не столько в дальнейшем обучении ребенка в начальной школе, сколько в долгосрочной перспективе: дети вырастают инициативными, творческими, самостоятельными, уверенными в себе. Многие педагоги против того, чтобы дошкольное образование сводилось к обучению чтению и письму.
Надеемся, что в дошкольных стандартах будет сделан акцент на воспитание, но здесь возникает очень важный вопрос – кто будет работать в детских садах? Ведь не совсем удачный опыт сделать наше ДО личностно-ориентированным в нашей стране есть. Концепция дошкольного воспитания 1989 года ориентировала всех нас на смену парадигмы образования, но все ли педагоги следуют этому документу? Вот и возникает озабоченность, как бы не произошло повторения.
Очень интересно строить образовательный процесс в соответствии с требованиями семей к дошкольному образованию. Семьи прежде всего хотят, чтобы их дети полноценно развивались, чтобы была обеспечена доступность высококачественного ухода и присмотра.
Хочется, чтобы стандарт ДО, который, надеемся, будет принят в ближайшее время, помог простраивать работу педагогов так, чтобы ребенок смог овладеть умением жить в мире с самим собой, получить в игре навыки индивидуальной работы и группового взаимодействия, научиться учиться. Потому что именно в дошкольном возрасте формируются основные качества личности, ключевые социальные навыки – поликультурность, уважение к другим людям, приверженность демократическим ценностям, здоровому и безопасному образу жизни. Поэтому одна из важнейших задач дошкольного образования – положить начало формированию самоидентификации ребенка в окружающем мире: с семьей, регионом, страной.
Надежда Пчелинцева,
старший воспитатель МБДОУ ДС № 13, г. Челябинск

?

Log in

No account? Create an account