Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Мы готовы к рывку
eurekanext
Пушкина_ЖЖ

«В возрасте до пяти лет ребенок приобретает такой объем знаний и умений, которые он не приобретает за всю оставшуюся жизнь».
Л.Н. Толстой

Целью дошкольного образования является организация индивидуального развития ребенка, воспитание творческой личности, которая способна к позитивным отношениям в социальной среде. Это говорит о том, что мы, участники образовательного процесса, должны создать все необходимые условия для развития способностей и талантов ребенка, развития интереса к познанию, развития нравственных качеств ребенка, формирования ценностных ориентаций, основанных на нормах, правилах поведения, сложившихся в обществе. Мы должны организовать деятельность, которая позволяет ребенку увидеть в другом ребенке личность, деятельность с учетом желаний и интересов ребенка. Мы должны создать ситуацию успеха, в которой ребенок, независимо от своих способностей и характера, проявлял бы лидерские качества, самостоятельные творческие поиски в различных видах деятельности.
Сегодня мы понимаем, что для повышения качества образования развивающееся дошкольное учреждение должно работать на раскрытие талантов и способностей каждого ребенка, то есть совершить рывок от массового к фактически индивидуальному подходу к обучению. И мы готовы к этому рывку!
На педагогическом совете мы обсудили понятие «стандарт качества образования» и пришли к выводу, что понятие «качество» с позиции каждого его участника трактуется по-разному.

167

Для родителей – это эффективное обучение детей и сохранение их здоровья.
Для воспитателей – это положительная оценка их деятельности родителями и руководителем дошкольного учреждения, повышение собственного образовательного уровня.
Для руководителя – это высокая оценка деятельности воспитателей родителями и детьми, повышение тем самым престижа детского сада.
Для детей – это обучение в интересной для них игровой форме.

1115

В новом законе «Об образовании» сказано, что дошкольное образование является уровнем общего образования, а следовательно, у него должен быть свой стандарт. Вместе с тем дошкольное образование не входит ни официально, ни в представлениях граждан в единую образовательную сеть. Дошкольное образование носит рекомендательный характер (не является обязательным). В представлении общественности детский сад – скорее не институт образования, а место комфортного пребывания детей дошкольного возраста. Однако для обеспечения равных стартовых условий для овладения начальным школьным образованием в дошкольных учреждениях действуют федеральные государственные требования (ФГТ), которые предполагают две основные группы: требования к структуре образовательных программ и требования к условиям их реализации. А в стандарте появляется третья группа – требования к результатам освоения основных образовательных программ. И вот это как раз и вызывает опасения, хотя стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках. Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Эти достижения должны у ребенка сформировать веру в себя и в свои возможности. Если высшие психические функции развиты по возрасту, развита память, внимание, мышление, речь, то у ребенка будет меньше проблем в школе, он легко освоит программу. И уникально то, что мы можем сделать это уже сегодня. Нужно постараться, чтобы обучение вошло в мир ребенка через ворота детской игры. Если мы просто перенесем школьные формы обучения на ребенка, мы проиграем, ведь современные дети – это информационные акселераты в буквальном смысле этого слова. Возникает серьезный риск, когда личностное и интеллектуальное развитие входят в дисбаланс между собой. Ребенок информационно, интеллектуально далеко ушел вперед, а личностная зрелость совершенно не сформирована. Поэтому нужно сделать так, чтобы воспитатели стали мастерами общения, чтобы в буквальном смысле овладевали искусством игры и проходили чуть ли не актерскую подготовку при работе с дошкольниками, понимали этих дошкольников. Здесь необходимо отметить, что если к дошкольному образованию будут заданы требования к результатам, то мы лишим детей детства, не учитывая самоценности дошкольного периода жизни и специфики психического развития детей-дошкольников.

IMG_3054

«Вообще мне кажется, что начиная с двух лет всякий ребенок становится на короткое время гениальным лингвистом, а потом, к пяти-шести годам, эту гениальность утрачивает. В восьмилетних детях ее уже нет и в помине, так как надобность в ней миновала: к этому возрасту ребенок уже полностью овладел основными богатствами родного языка. Если бы такое чутье к словесным формам не покидало ребенка по мере их освоения, он уже к десяти годам затмил бы любого из нас гибкостью и яркостью речи».
К.И. Чуковский

В процессе дошкольного образования мы делаем акцент на развитие (а не обучение) детей, а результатом развития являются сформированные интегративные качества ребенка. Таким образом, формирующиеся у воспитанника в процессе освоения основной образовательной программы качества являются показателем его развития в личностном, интеллектуальном и физическом планах и способствуют самостоятельному решению ребенком жизненных задач, адекватных возрасту. Итоговый результат дошкольного образования (некий стандарт) описан в «портрете выпускника».
Основной вопрос заключается в том, как измерить умственное, физическое и нравственное развитие? Важность определения личностного развития несомненна. Однако существуют трудности измерения данного показателя как критерия оценки результата образования. Понятно, что стандартов для развития не существует (а для качества образования, то есть качества продукта образовательного учреждения, необходимы точные однозначные эталоны). Здесь очень важно учитывать потенциальные возможности каждого ребенка, зону его ближайшего развития. Выбор усредненных эталонов может привести к тому, что не будут оценены минимальные успехи детей, а к максимальным успехам, предвосхищающим стандарты, никто стремиться не будет. Именно поэтому составлением «портрета выпускника» нужно заниматься педагогам, непосредственно работающим с детьми. Руководители, в свою очередь, должны создавать условия для повышения качества образования, обеспечить эффективную взаимосвязь деятельности разных специалистов, определяющих качество образования. Необходимо не только составить «портрет выпускника» и сформулировать ожидаемые результаты, но и подчинить работу каждого специалиста на каждом году обучения поставленной цели.

IMG_6307

Стандарт качества дошкольной образовательной услуги должен обеспечить единство требований, предъявляемых к выпускникам детских садов, а одним из критериев оценочного механизма является удовлетворенность родителей качеством реализации дошкольной образовательной услуги. Для них это уверенность в том, что помещение и образовательный процесс будут соответствовать определенным нормам: площадь, мебель, игрушки, которые подходят под возрастную группу, книги, учебные пособия, квалификация педагогов и так далее, а ребенку обеспечено счастливое детство, хороший детский сад с доброй воспитательницей.
Инна Пушкина,
старший воспитатель ГБОУ д/с № 1982, г. Москва
Фото из архива детского сада

?

Log in

No account? Create an account