Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Каков учитель – такова и страна
eurekanext
Селюков1_ЖЖ

Я бы предложил обсудить саму идею появления профессионального стандарта педагога. А для чего такой стандарт нужен?
У нас уже сегодня создано достаточно большое количество документов, которые стандартизируют прямо или косвенно квалификацию и деятельность педагога. Давайте просто посчитаем:

  • федеральные государственные образовательные стандарты педагогического образования;

  • федеральные государственные образовательные стандарты ступеней начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

  • порядок аттестации педагогических работников;

  • квалификационные характеристики по педагогическим должностям (в составе ЕКС);

  • приказ № 2075 Минобрнауки России, регулирующий продолжительность рабочего времени педагогических работников;

  • должностная инструкция педагогического работника в образовательной организации;

  • положение о системе оплаты труда образовательной организации в части показателей распределения стимулирующей части фонда оплаты труда и особенностей формирования оклада.

Только в перечислении – уже семь пунктов (документов – больше). А как известно, у семи нянек дитя без глаза. Может быть, в таком случае профстандарт педагога должен стать интегральным документом, который вбирает в себя все, что заложено в вышеперечисленных? Тогда его создание – вполне механистическая задача.
Но, наверное, в необходимости создания профстандарта лежит какая-то глубокая мысль! Может быть, профстандарт должен задать наиболее общие характеристики квалификации и деятельности педагога как раз с целью определения рамок создания и ФГОС педобразования, и ФГОС ступеней общего образования, и всех тех документов, которые были упомянуты ранее? В таком случае при разработке профстандарта имеет смысл забыть о наличии этих документов и всему профессиональному педагогическому сообществу широким кругом обсудить, как описать эти наиболее общие характеристики.
А что, собственно, стоило бы зафиксировать?
Прагматично было бы исходить из того, что каким мы опишем учителя, такой будет школа, а какой будет школа, такой будет и общество, и жизнь.
Хотелось бы, чтобы в стране начала активно развиваться предприимчивость граждан, их желание и возможность преобразовывать мир вокруг себя? Значит, и педагог должен быть свободным и предприимчивым, способным обеспечить свободу и пространство выбора своему ученику: свободу в формировании и реализации своей образовательной траектории, времени и места встречи с образовательными ситуациями, информацией и т.д. Хотелось бы, чтобы граждане нашей страны могли быть готовы к осуществлению свободного и ответственного выбора (друзей, профессии, спутника жизни, парламентской партии)? Тогда и учитель в школе должен иметь серьезную свободу – вплоть до свободы в отборе содержания учебных предметов, видов деятельности, форм организации деятельности и количества часов, с помощью которых он может создавать условия для достижения лично поставленных учениками образовательных целей для самих себя.
Фактически профстандарт педагога в этом случае строится на «картинке» будущего. Наверное, именно в рамках такого подхода и можно работать над формулировками основных положений будущего стандарта. А иначе, похоже, и смысла в его появлении никакого.
Роман Селюков

?

Log in

No account? Create an account