Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Живой документ
eurekanext
Лейбович_ЖЖ

В чем отличие профессиональных и федеральных государственных стандартов, «iBO» выяснила у генерального  директора Национального агентства развития квалификаций РСПП Александра Лейбовича.

– Основные различия между федеральными государственными образовательными стандартами и профессиональными стандартами определяются их назначением и предметом стандартизации. Если федеральные государственные образовательные стандарты связаны с человеком, относятся к метаописанию личностного потенциала человека, который закладывается средствами образования, то профессиональные стандарты относятся к современному производству. Если федеральный государственный образовательный стандарт нацелен всегда вперед, в будущее и определяет, скорее, потенциал профессионального роста человека, то профессиональные стандарты определяют, какую конкретно трудовую деятельность необходимо обеспечить для современного производства здесь и сейчас. И они, в отличие от образовательных стандартов, имеют абсолютно объективный характер, поскольку технологический процесс четко детерминирован и связан с детальным планированием различных производственных процессов, описанием и пониманием результатов трудового процесса.. Профессиональный стандарт является более прагматичным документом.
Образовательные стандарты в отличие от профессиональных стандартов решают другие задачи и решают их с помощью специфических инструментов, терминов, структурных элементов стандарта. Образовательный стандарт  определяет не только результаты обучения, но и условия обучения, структуру образовательной программы. Он во многом нацелен на организацию образовательного процесса. А профессиональный стандарт определяет совокупность трудовых функций, которые необходимы для эффективного осуществления процесса производства тех или иных видов продукции или услуг. И он значительно конкретнее, нежели образовательный стандарт. Соответственно, связь между ними определяется тем, что образовательный стандарт должен учитывать требования профессионального стандарта. Тот потенциал знаний, умений и общих компетенций, которые закладываются в результат обучения, должен предполагать способность выпускника осуществлять те или иные трудовые функции, необходимые производству. Причем это не обязательно должны быть исключительно конкретные трудовые функции определенного профессионального стандарта. Это может быть гораздо более широкий круг компетенций, которые необходимы для осуществления трудового процесса в различных секторах. Мы знаем, что новый закон «Об образовании», который был принят в декабре 2012 года, заложил основу такой взаимосвязи. Причем в данном случае речь идет не только об образовательных стандартах, но и об образовательных программах.

– Почему процесс создания профессиональных стандартов контролируется Правительством?
– В России пока роль государства в решении вопросов экономики еще очень велика. Поэтому для России наиболее разумный сегодня путь – это сочетание активности государства и активности бизнеса. Начинался процесс разработки профессиональных стандартов по инициативе Российского союза промышленников и предпринимателей. Но учитывая, что в российской экономике очень велика доля либо государственных структур, либо структур с государственным участием (это большая часть экономики России на сегодняшний день), было принято политическое решение об активном вхождении в этот процесс государства. Эта работа сегодня координируется вновь созданным Министерством труда и социального развития РФ. Хотя надо сказать, что государство во многом использует накопленный опыт объединений работодателей, прежде всего – РСПП, Национального агентства развития квалификаций, и старается, безусловно, обеспечить преемственность между теми процессами, которые шли в общественно-профессиональном формате, и тем процессом, который сейчас будет регулироваться государственными структурами. Между тем принятые решения предполагают, что государство будет опираться существенно на объединения работодателей и на профессиональные сообщества. Принят алгоритм создания профессиональных стандартов, предусматривающий очень широкое публичное обсуждение этих документов. В любом случае, инициатива в разработке профессиональных стандартов по-прежнему отдана в руки работодателей и профсообществ.

– Существует множество документов, которые регулируют трудовые отношения. Среди них: Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, Единая номенклатура должностей служащих, Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Существуют требования к квалификации работников, которые закрепляются в их должностных инструкциях. Какое место в ряду этих документов должен занять профессиональный стандарт?
– Одна из проблем перехода к использованию профессиональных стандартов состоит в том, что профессиональные стандарты мы рассматриваем как элементы целостной системы квалификации. В Российской Федерации сейчас осуществляется переход к новой системе квалификации от системы квалификации, которая складывалась в советской экономике и практически не изменилась за последние 20 лет. В этом состоит одно из важных противоречий. Мы имеем уже новую экономику, более того, мы существенно поменяли за последние 25 лет производственный аппарат. Мы поменяли общественные отношения в экономике. Но система квалификаций осталась почти полностью советской и уже не отвечает тем реалиям, которые складываются на рынке труда. Когда мы говорим о национальной системе квалификаций, мы сюда относим не только профессиональные стандарты, которые являются ее основой, но и Национальную рамку квалификаций, которая определяет наиболее общие квалификационные требования на различных уровнях трудовой деятельности, начиная от руководителя и заканчивая простыми рядовыми исполнителями. Мы относим сюда и систему классификации, которая должна отражать реальную структуру занятости, должна отражать соотношение трудовых процессов, осуществляемых на различных квалификационных уровнях. Это непростой вопрос, требующий комплексного подхода. Существует много документов, которые в той или иной мере регулируют трудовые процессы, регулируют рынок труда. Некоторые документы постепенно будут вытесняться профессиональными стандартами, и это предусмотрено принятым постановлением правительства. В частности, предполагается, что профессиональные стандарты будут постепенно заменять тарифно-квалификационные справочники. Естественно, по мере вытеснения профессиональными стандартами квалификационных характеристик советского периода будет меняться и классификатор профессий и специальностей. Это длительный процесс, который в разных секторах экономики будет идти с разной скоростью. Существует еще и проблема так называемых льгот, хорошо известные списки № 1 и № 2. По сути, это списки профессий, которые предполагают те или иные особенности, связанные с выходом на пенсию и с другими социальными льготами. Такой  подход давно устарел и требует существенных изменений. Но с этими вопросами связано большое количество тех или иных нормативно-правовых актов, которые требуют очень серьезного комплексного пересмотра. Причем таким образом, чтобы не пострадали люди, которые уже ранее вышли на пенсию и получили те или иные льготы. Это сложный процесс, который тем не менее требует своего решения. Понятно, что те или иные льготы должны быть связаны не с наименованием профессии и специальности, а с характеристикой и параметрами условий труда, в которых эти люди работали. Поэтому со временем это тоже должно измениться, и будет проще менять те или иные классификаторы, переходить постепенно от классификации непосредственно профессии и специальности как способа управления теми или иными льготами к характеристикам условий труда, к использованию элементов социального страхования для решения этих задач и так далее. В конечном итоге должно быть два крупных фундаментальных классификатора в сфере труда и в сфере образования, которые могут быть гармонизированы между собой. Они могут стать основой для мониторинга рынка труда, для реформы государственного статистического наблюдения. Таким образом, введение профессиональных стандартов неизбежно должно повлечь за собой и серьезную реформу всей системы классификации в сфере труда и в сфере профессионального образования.

– Каков правовой статус профессионального стандарта? Что будет, если кто-то ему не соответствует? И что, кстати, означает – несоответствие профессиональному стандарту? Кто это будет решать?
- Когда мы говорим о национальных профессиональных стандартах, которые регистрируются на национальном уровне Министерством труда и социальной защиты  Российской Федерации, то это документы, которые имеют более высокий правовой статус по сравнению со стандартом отдельных предприятий. Этот правовой статус определяется тем, что на основе профессиональных стандартов будут строиться и соответствующие образовательные стандарты и образовательные программы, будет строиться общенациональная система оценки качества профессионального образования.
В некоторых областях, которые в значительной степени регулируются государством, профессиональные стандарты могут использоваться и в системе аттестации работников. Профессиональные стандарты также будут использоваться как информационный источник принятия решений по урегулированию заработной платы. Но нужно сказать, что профессиональный стандарт не является нормативно-правовым актом, как государственный образовательный стандарт. Он будет носить рекомендательный характер, так же как и существующие тарифно-квалификационные характеристики. Но учитывая, что национальный профессиональный стандарт будет являться публично зафиксированной позицией того или иного объединения работодателей или профессионального сообщества, можно ожидать, что он будет оказывать серьезное влияние на оптимизацию трудовых процессов, должностных инструкций, на наименование должностей, на унификацию структуры трудовых процессов, на перетоки персонала в том или ином секторе экономики, на трудовую миграцию и на многие другие серьезные процессы в управлении рынком труда.
 Статус корпоративных профессиональных стандартов и стандартов предприятий определяется самой компанией. Кроме того, могут быть решения, и в том числе правовые, принимаемые соответствующими профессиональными сообществами, саморегулируемыми организациями, которые внутри себя могут регулировать трудовые отношения, трудовые процессы с помощью принимаемых ими профессиональных  стандартов.
Если есть профессиональный стандарт, то должна быть процедура подтверждения соответствия работника требованиям профессионального стандарта. Для того чтобы объективизировать этот процесс, сейчас формируется независимая система оценки и сертификации квалификаций, которая предполагает установление соответствующими объединениями работодателей, профессиональными сообществами наряду с профессиональными стандартами и процедур подтверждения квалификации на соответствие профессиональному стандарту. У гражданина, безусловно, должны быть право и возможность подтвердить свою квалификацию на соответствие тому или иному профессиональному стандарту, а у работодателей должна быть возможность проверить, насколько те или иные квалификации, полученные и предъявляемые на рынке труда конкретным человеком, адекватны требованиям профессионального стандарта, действительно ли предъявляемые ими документы о квалификации присутствуют в тех или иных реестрах. То есть необходимо создать атмосферу доверия к оценке квалификации на соответствие профессиональным стандартам. Для осуществления оценочных процедур и подтверждения квалификации предполагается создание независимых центров оценки и сертификации квалификаций. В каждой отрасли этот процесс будет развиваться со своей спецификой, но тем не менее общие правила в этой области в настоящее время формируются совместно Министерством образования и науки Российской Федерации и Российским союзом промышленником и предпринимателей. Есть специально созданный орган для этих целей, сформированный этими структурами в соответствии с соответствующим постановлением правительства РФ. Это Общественно-государственный совет, который включает в себя представителей и государственных ведомств, и ведущих объединений работодателей, крупных компаний, корпораций. Соответственно в ближайшие год-два уже будет развернута сеть соответствующих сертификационных центров. Этот процесс будет синхронизирован с разработкой критической массы профессиональных стандартов (не менее 800 в 2013–2014 годах).

– Допустим, какая-то инициативная группа или организация решила разработать профессиональный стандарт. Есть ли какие-то форматы, требования, или это не очень важно?
– В принципе инициатором может быть любая организация, но, как правило, в качестве инициатора выступает либо объединение работодателей соответствующего сектора экономики, либо профессиональное сообщество. Чаще всего роль профессиональных сообществ велика там, где в меньшей степени организована отрасль, где есть большое пространство для самозанятости. В то же время порядок, который сейчас утвержден, предусматривает, что проект профессионального стандарта, который вносится, должен быть поддержан соответствующим профессиональным сообществом. Таким образом, при инициативной разработке профессиональных стандартов первичное звено – это всегда объединение работодателей соответствующей отрасли либо профессиональное сообщество, либо саморегулируемая организация. То есть речь идет о консолидированных представителях рынка труда в соответствующем секторе. Но при этом предусматривается участие и организаций профессионального образования в этом процессе, поскольку профессиональный стандарт ориентирован в значительной степени на систему профессионального образования в качестве социального заказа этой системе. И следовательно, он должен быть не только понятен сфере профессионального образования, он должен быть структурирован таким образом, чтобы можно было выстроить образовательную программу, оценить результаты подготовки кадров. Кроме того, профессиональный стандарт ориентирован на всю систему непрерывного профессионального образования, а не только на ее первичное звено – основные образовательные программы среднего профессионального образования, бакалавриата, магистратуры. Значительная часть профессиональных стандартов может быть реализована в рамках дополнительного профессионального образования, когда человек получает определенные первичные профессиональные квалификации, профессиональный опыт и наращивает свои компетенции через систему целенаправленных коротких образовательных программ.
Надо сказать, что нельзя исключать из процесса разработки профессиональных стандартов и государство. Порядок разработки профессиональных стандартов предусматривает обязательную экспертизу и рассмотрение проектов профессионального стандарта после одобрения профессиональным сообществом или объединением работодателей в соответствующем исполнительном органе государственной власти. Особенное значение это имеет для секторов с доминирующей ролью государства – это социальная сфера, области профессиональной деятельности военных, правоохранительных структур и тому подобное.

– Есть западные подходы к корпоративным стандартам. Они рождаются не как государственные документы, а как предмет договоренности профессионального сообщества или даже одной корпорации. Эти стандарты содержат не только требования к качеству деятельности работника, но и требования к условиям, в том числе к работодателям. Для работников эти стандарты как некий ориентир для достижения профессионального мастерства, а не только средство для отсечения непрофессионалов. У нас могут быть разработаны такие профессиональные стандарты?
– Если говорить о подходах к формированию профессиональных стандартов в различных странах, прежде всего в западных странах, трудно говорить о существовании какого-то единого унифицированного подхода. В некоторых европейских странах профессиональных стандартов фактически нет. Они присутствуют в других формах. Например, в Финляндии профессиональный стандарт имплантирован в образовательные программы; в Германии роль профессиональных стандартов по существу всегда выполняли программы профессионального обучения, практического обучения специалистов, которые разрабатывались и утверждались через уникальные организационные механизмы, отличающиеся от механизмов утверждения программ теоретического обучения. Говорить о том, что во всех европейских странах профессиональные стандарты представляют собой что-то такое унифицированное, имеющее единую структуру, единый формат, было бы неправильно. Точно так же не существует каких-то единообразных организационных механизмов, хотя практически везде главным действующим лицом в сюжетах, связанных с профессиональными стандартами, являются представители работодателей. Другое дело, что они могут быть по-разному организованы. Они могут быть представлены различными структурами в зависимости от масштабов государств, в зависимости от его внутреннего устройства. Поэтому мы можем констатировать только, что практически все страны имеют определенные механизмы фиксации требований рынка труда, и эти механизмы связаны с анализом профессиональной деятельности.
Что касается требований, которые могут быть полезны и обращены не только к работодателю, но и к работникам, то, безусловно, профессиональные стандарты содержат не только описание трудовых функций и операций, которые должен выполнять работник в том или ином технологическом процессе, но и общие требования к компетенциям. Нельзя забывать, что общей частью профессиональных стандартов являются квалификационные рамки, которые содержат описание специфических условий, в которых трудится специалист. Имеются в виду вопросы организации труда, степени самостоятельности труда, степени ответственности, которая ложится на того иного сотрудника, необходимости коммуникации в ходе выполнения трудовых функций, необходимости руководить подчиненными.
В этом смысле профессиональный стандарт является документом, обращенным не  только к работодателю, но и к конкретным работникам, которые могут через профессиональный стандарт оценивать свои возможности, прибегать к услугам систем переподготовки, повышения квалификации и так далее.
Если говорить о системе профессиональных стандартов конкретно сферы образования, то здесь нужно иметь в виду следующее. Когда речь идет о какой-то целостной отрасли, то целесообразно проектировать и рассматривать сразу всю систему профессиональных стандартов. Необходим макроуровень проектирования, его результаты обычно сводятся в документ, который мы называем отраслевой квалификационной рамкой. Отраслевая квалификационная рамка как раз и обеспечивает сопряжение различных профессиональных стандартов, которые связаны с широкой областью профессиональной деятельности. Сфера образования предусматривает совершенно разные виды профессиональной деятельности. Прежде всего – основные виды профессиональной деятельности, связанные с педагогической деятельностью, обеспечивающей освоение обучающимися образовательных стандартов. Далее, это управленческая деятельность в сфере образования. Мы должны учитывать и различные специфические области, которые связаны, например, с коррекционным образованием. Тем не менее, мы начали свою работу именно с определения общей схемы по разработке профессиональных стандартов в сфере образования. Уделили этому достаточно много внимания, было привлечено немало специалистов, проведено много публичных мероприятий. Сама отраслевая квалификационная рамка не рассматривалась и не принималась как официальный документ. Со временем, я думаю, это будет сделано.
В качестве первого шага в разработке профессионального стандарта мы не случайно выбрали профессиональный стандарт педагогической деятельности в общем образовании.
Во-первых, это наиболее массовый профессиональный стандарт. Наибольшее количество работников сферы образования заняты в этой области профессиональной деятельности.
Во-вторых, мы исходим из того, что педагогическая деятельность в общем образовании – это достаточно сложно структурируемая профессиональная деятельность. Она, безусловно, предполагает выделение трудовых функций, которые вытекают из нормативно-правовых документов, из образовательного стандарта общего образования. Естественно, документ должен учитывать значительный опыт по подготовке педагогических кадров, по аттестации работников образования, поэтому мы прежде всего должны были выделить и структурировать основные трудовые функции, которые должен выполнять специалист, работающий в этой сфере. Кроме того, существуют определенные правила, требования, связанные с форматом или макетом профессионального стандарта, который был принят профессиональными сообществами и использовался в последние годы. Этот формат во многом использован и Минтруда России в качестве единого формата для такого вида документов. Мы должны были посмотреть, каким образом можно требования, описывающие педагогическую деятельность в общем образовании, уложить в формат профстандарта.
Наконец, очень важно было определить степень детализации трудовой деятельности при описании профессионального стандарта. Для нас принципиально важным является то, что профессиональный стандарт – это стандарт профессиональной деятельности, а не стандарт человека. И в этом смысле неправильно говорить о «стандарте учителя», хотя этот термин используется в СМИ, мы рассматриваем это как неформальное название документа. Более корректное название – профессиональный стандарт педагогической деятельности в общем образовании.

– Федеральным институтом развития образования разработан проект профессионального стандарта педагогических работников общего образования. Сейчас на сайте Министерства образования и науки появился и другой проект, подготовленный группой Ямбурга. Как будет проходить обсуждение? За кем будет окончательное решение? Возможна ли интеграция текстов двух проектов профессиональных стандартов?
– Вопрос принятия окончательного решения определен, в сущности, нормативными документами правительства. Схема будет выглядеть примерно следующим образом: учитывая, что профстандарты для социальной сферы во многом связаны с государственными органами управления, регулирующими соответствующую социальную сферу, то профессиональный стандарт педагогической деятельности в общем образовании, безусловно, будет направлен после завершения разработки на рассмотрение в Минобрнауки России. При этом разработчиком должны быть представлены доказательства достаточно широкого публичного обсуждения этого документа с положительными результатами такого обсуждения. После экспертизы Минобрнауки России направит проект профстандарта в Минтруд России.
При Минтруде России создается экспертный совет, который будет рассматривать все проекты профессиональных стандартов, в том числе и данный проект. И после положительного решения экспертного совета Минтруд России будет утверждать этот профессиональный стандарт.
Что касается других профстандартов сферы образования, вероятно, будут проведены конкурсы на разработку таких профессиональных стандартов, и победитель конкурса так же должен будет разработать соответствующий проект, проводить его широкое обсуждение и далее представлять в установленном порядке для экспертизы и утверждения в Минтруд России. Процессы принятия решения достаточно открытые и демократичные, но, тем не менее, все документы должны будут соответствовать тому макету профессионального стандарта и тем рекомендациям по разработке профессионального стандарта, который будет принят Минтруда. Таков порядок, определенный правительством.
Учитывая, что над профессиональным стандартом педагогической деятельности в общем образовании работают разные группы разработчиков, то, безусловно, у каждого документа могут быть свои сильные и слабые стороны. Важно, чтобы это был не декларативный, а  рабочий документ, который помог бы оптимизировать все основные процессы управления трудовым потенциалом сферы образования.

– По каким признакам можно будет судить, что профессиональный стандарт заработал?
– Внедрение профессионального стандарта в практику может осуществляться по нескольким направлениям.
Первое – это управление трудовыми ресурсами сферы образования. Это вопросы найма на работу преподавателей, вопросы повышения их квалификации, аттестации и т.д. Я думаю, это достаточно длительный процесс, поскольку профессиональный стандарт должен сохранить какую-то преемственность с квалификационными характеристиками, которые работали в системе образования. Тем не менее, новый документ, нацеленный на современные технологии образовательного процесса, со временем должен оказать влияние на сами основные программы подготовки педагогических работников.
Второе направление – это система независимой аттестации и присвоения квалификации. В целом система присвоения квалификации должна стать прерогативой соответствующих профессиональных сообществ, которые должны выработать определенные механизмы, определенный уровень требований на основе профессионального стандарта, возможно, задать и более высокую планку. И поэтому профессиональный стандарт также будет использоваться в системе оценки квалификации в сфере образования. Конечно, это требует определенной перестройки и оценочных процедур, и соответствующих механизмов, адаптирующих квалификацию преподавателей к требованиям профессионального стандарта, различных программ подготовки и переподготовки кадров. Эта система будет выстраиваться поэтапно, но в конечном итоге позволит сделать квалификацию работников более прозрачной и понятной для руководителей образовательных организаций, для родительского сообщества. Я думаю, со временем это должно привести к тому, что мы сможем получить устойчивые характеристики качества образовательного процесса в общем образовании и стабильное освоение образовательных стандартов.
Основной показатель того, работает профессиональный стандарт или нет, – то, что профессиональный стандарт не только знают, но и признают большинство участников образовательных отношений.


1. Федеральный закон от 3 декабря 2012 года № 236-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона “О техническом регулировании”»
В данном документе вносится определение понятия «профессиональный стандарт».
Профессиональный стандарт – характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.
А также указывается, что порядок разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов устанавливается правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Статус: действует.

2. Указ президента России от 7 мая 2012 года № 594 «О президентской программе повышения квалификации инженерных кадров на 2012–2014 годы»
В указе делается акцент на получение актуальных профессиональных компетенций инженерных кадров с учетом основных приоритетов модернизации экономики России и согласованного перечня направлений повышения квалификации, использование модульного формата, учет требований профессиональных стандартов и (или) требований профильных заказчиков.
Статус: действует.

3. Указ президента РФ от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»
Постановляет подготовить и внести до 1 сентября 2012 года в Государственную думу Федерального собрания Российской Федерации проект федерального закона о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, касающихся разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов.
Утвердить до 1 декабря 2012 года план разработки профессиональных стандартов.
Разработать к 2015 году и утвердить не менее 800 профессиональных стандартов.
Статус: действует.

4. Постановление правительства Российской Федерации № 23 от 22 января 2013 года «О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов»
Дублирует основные положения Федерального закона от 3 декабря 2012 года № 236-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона “О техническом регулировании”». Предлагает и утверждает правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов. Устанавливает, что разрабатывает и утверждает профессиональные стандарты правительство Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Обязывает Министерство труда и социальных отношений давать разъяснения по вопросам применения правил, прилагаемых в данном документе.
Статус: действует.

5. Распоряжение правительства Российской Федерации от 29 ноября 2012 года № 2204-р
В соответствии с Указом президента РФ от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» утверждается план по разработке профессиональных стандартов на 2012–2015 годы, который обязывает Минтруда утвердить план-график подготовки профессиональных стандартов в 2013–2014 годах.
Статус: действует.

6. Приказ Минтруда России № 565 от 30 ноября 2012 года «Об утверждении плана-графика подготовки профессиональных стандартов в 2013–2014 годах»
В соответствии с пунктом 2 распоряжения правительства Российской Федерации от 29 ноября 2012 года № 2204-р об утверждении плана разработки профессиональных стандартов на 2012–2015 годы утверждается прилагаемый план-график подготовки профессиональных стандартов в 2013–2014 годах. Приказывают Департаменту оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства организовать совместно с заинтересованными департаментами министерства реализацию плана-графика подготовки профессиональных стандартов.
Статус: действует.

7. Основные направления деятельности правительства Российской Федерации на период до 2018 года
В направлениях говорится о необходимости актуализации квалификационных требований к работникам с учетом современных требований, предъявляемых рынком труда, в том числе путем разработки в 2013–2014 годах 800 профессиональных стандартов по основным профессиям.

8. Приказ «Об Экспертном совете по профессиональным стандартам при Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации»
Создается Экспертный совет по профессиональным стандартам при Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации. Утверждается Положение об Экспертном совете по профессиональным стандартам при Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, а также состав Экспертного совета.

9. Об утверждении уровней квалификации в целях подготовки профессиональных стандартов
В соответствии с пунктом 6 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 22 января 2013 года № 23 (собрание законодательства Российской Федерации), утверждаются прилагаемые уровни квалификации в целях подготовки профессиональных стандартов.

10. Макет профессионального стандарта
Форма, включающая четыре раздела:

  1. Общие сведения.

  2. Функциональная карта вида профессиональной деятельности.

  3. Характеристика обобщений трудовых функций.

  4. Сведения об организации – разработчике профессионального стандарта.

Будет являться Приложением № 2 к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.

?

Log in

No account? Create an account