Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Стандарт деятельности или личности?
eurekanext
Зачесова_ЖЖбатрова_ЖЖ

По меткому выражению Германа Эббингауза, психология имеет длинное прошлое, но краткую историю, потому что включает в себя тысячелетия житейского опыта, столетия философии и только десятилетия экспериментальной науки. Этот афоризм с полным правом можно отнести и к профессиональным стандартам.

Идею их разработки и ее практическое воплощение можно найти уже в начале XX века в деятельности Фредерика Тейлора, Лилиан и Френка Гилбертов, Гарингтона Эмерсона. В начале XX века независимо от Тейлора проблемами организации труда и профессионализации начали заниматься и российские специалисты. По данным А.И. Кравченко, теоретические основы учения о трудовом действии появились в России даже раньше, чем в Америке и Европе (А.И. Кравченко. История менеджмента. // http://www.bibliotekar.ru/menedzhment-2/147.htm). Анализ трудовой деятельности проводился для решения задачи повышения производительности труда. Конечно, предметом анализа в то время был физический труд, но изучался именно процесс деятельности, его организация, обеспечивающая достижение заданной цели (результата).
В середине XX века в нашей стране были созданы квалификационные справочники. Единицей описания в них стала должность (для рабочих – профессия). Квалификационные характеристики должностей в области образования были обновлены в 2010–2011 гг., однако идеология их разработки осталась прежней: справочники не содержат системного, функционального анализа трудовых функций, ограничиваются слабо структурированным, фрагментарным описанием должностных обязанностей, знаний, требований к образованию и стажу работы. Как показывает практика, даже узнать должность по ее описанию не всегда удается.
Новый импульс процессу формирования отечественной системы профстандартов придало постановление правительства РФ от 22.01.2013 № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов». В действующее законодательство внесены необходимые изменения; в конце 2012 года утвержден план разработки (распоряжение правительства № 2204-р от 29.11.2012); а к 2015 году запланировано утверждение не менее 800 профессиональных стандартов.
В русле этих процессов Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации утвержден «План-график подготовки профессиональных стандартов в 2013–2014 гг.» (приказ № 565 от 30 ноября 2012 года) и предложен пакет проектов документов для методического обеспечения их разработки:

  • Уровни квалификаций в целях подготовки профессиональных стандартов;

  • Методические рекомендации по разработке профессиональных стандартов;

  • Макет профессионального стандарта.

В число четырехсот первоочередных, разрабатываемых в 2013 году, попали и профессиональные стандарты работников в области образования.
Исходя из макета профессионального стандарта и в соответствии с методическими рекомендациями, разработку следует начинать с определения основной цели вида профессиональной деятельности. Далее необходимо проанализировать деятельность, выделить и описать все трудовые функции, совокупное выполнение которых обеспечит достижение этой цели. Для удобства восприятия и применения профессионального стандарта предложено использовать последовательную декомпозицию: вид профессиональной деятельности состоит из нескольких обобщенных трудовых функций, каждая из которых в свою очередь включает несколько трудовых функций. В макете есть подсказка: признаком обобщенной трудовой функции является ее относительная автономность, вплоть до потенциальной возможности выделения в отдельную должность. Таким образом, овладев лишь одной обобщенной трудовой функцией, человек уже получает шанс на трудоустройство.
На сайте Министерства образования и науки размещен для обсуждения проект «Профессионального стандарта педагога» (http://минобрнауки.рф/документы/3071). Рассмотрим его с точки зрения соответствия формальным требованиям Минтруда и проанализируем содержательно.
Прежде всего обращает на себя внимание тот факт, что структура проекта отличается от макета, и в нем используется иной тезаурус. Это существенно, но еще важнее, что предлагаемый стандарт иной идеологически и концептуально. Если в рекомендациях Минтруда России заложена идея стандартизации профдеятельности, то предложенный проект предлагает стандартизировать требования к педагогу. Это обстоятельство не осталось незамеченным и определило главный вектор обсуждения профессионального стандарта, в т.ч. в социальных сетях.
Интересно, что разработчики профессионального стандарта в определенной степени противоречат сами себе. Во введении заявлено: «Стандарт должен соответствовать структуре профессиональной деятельности педагога». В разделе «Содержание профессионального стандарта педагога» выделяются пять частей (В скобках приведены короткие комментарии авторов статьи.) :

  1. обучение (описание, как и в следующих далее пунктах, строится в логике «педагог должен» и начинается с требований к профессиональному образованию, демонстрации знания предмета и программы обучения и т.д.);

  2. воспитательная работа (здесь требования к профессиональному образованию не упоминаются, речь идет о владении различными методами, причем набор приводится весьма эклектичный: методы воспитательной работы, методы организации экскурсий, походов и экспедиций, методы музейной педагогики; удивляет стилистика: эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды, эффективно управлять классами, и т.д.);

  3. развитие; личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности (здесь когнитивный диссонанс достигает максимума: если в первом случае можно было догадаться, что речь об обучении предмету(ам), а во втором – о внеурочной деятельности, просто термины не совсем удачно использованы, то как педагог занимается развитием вне обучения предмету и внеурочной деятельности, когда он это делает, непонятно);

  4. профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе (интересно, а в основной и старшей школе такой специфики нет?);

  5. профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования.

Соответствует ли приведенный перечень (иного в профессиональном стандарте нет) структуре профессиональной деятельности?
Если попросить руководителей школ и педагогов описать типичную трудовую неделю учителя, то в совокупности получим примерно следующий перечень: преподавание предмета (присутствует у большинства учителей), организация внеурочной деятельности в избранной области, чаще всего соответствующей предмету (встречается реже и не у всех педагогов), классное руководство (функции выполняют большинство учителей, но есть и исключения).
Кажется, это и есть три искомые обобщенные трудовые функции педагогической деятельности:

  1. Преподавание предмета(ов) по основным образовательным программам общего образования.

  2. Преподавание по программам внеурочной деятельности (в избранной области деятельности).

  3. Классное руководство.

Конечно, есть еще и подготовка к занятиям и различным мероприятиям, чтение профессиональной литературы и т.д., они не менее важны, но по отношению к цели педагогической деятельности занимают подчиненное положение: обеспечивают педагогический процесс, способствуют профессиональному развитию педагога.
И здесь мы подходим к ключевому моменту. Возможно, причиной внутренней рассогласованности предлагаемого проекта является то, что на первом этапе не была четко определена цель?
Для ее выявления обязательно следует обратиться к нормативно-правовым актам: закону «Об образовании в Российской Федерации», федеральным государственным образовательным стандартам общего образования и др. и на их основе сформулировать цель педагогической деятельности в нескольких строках, что не так-то просто.
В предлагаемом проекте предлагается раздел «Методы оценки выполнения требований профессионального стандарта педагога». В основном он содержит общие рекомендации. В связи с этим заметим, чем более инструментально описана деятельность, тем легче оценить, владеет ли ею человек. И не надо для этого спрашивать про Ушинского, Песталоцци, Дьюи и прочих весьма уважаемых мэтров. Педагогу на аттестации нужно продемонстрировать или подтвердить иным способом, что он справляется с профессиональными задачами в соответствии с требованиями профессионального стандарта.
В целом рассмотренный проект концептуально мало отличается от действующих в области образования квалификационных характеристик. Без существенной переработки его будет сложно применять по назначению, определенному п. 25 постановления правительства РФ от 22.01.2013 № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов»:
«25. Профессиональные стандарты применяются:
а) работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;
б) образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;
в) при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования».
Этим же постановлением установлено, что разработка проектов профессиональных стандартов осуществляется в соответствии с утверждаемыми Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта, макетом профессионального стандарта и уровнями квалификаций, предполагает привлечение широкого круга экспертов, публичное обсуждение.
Соблюдение процедур и содержательных требований к разработке является условием положительного заключения экспертного совета по профессиональным стандартам Минтруда России и утверждения стандарта. Но это не главное. Гораздо важнее, что выполнение перечисленных требований обеспечивает качество профессионального стандарта. И именно поэтому их стоит выполнять.
Ольга Батрова,
Елена Зачесова,
Центр профессионального образования ФГАУ ФИРО

?

Log in

No account? Create an account