Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Готовим суперменов?
eurekanext
Ковалева_ЖЖ

Я буду относиться к проекту профстандарта Минобрнауки РФ под руководством Евгения Ямбурга. В рабочую группу вошли хорошие директора, которые реально работают в школе. Обсуждая стандарт, они внесли все характеристики, которыми, по их мнению, должен обладать современный учитель.

У Исаака Фрумина на конференции «Тенденции образования» в ВШЭ в докладе прозвучало, что если обсуждать каждую отдельную характеристику и компетенции профстандарта Ямбурга, то с ним соглашаешься. Но то, что это все «одевается» на одного учителя (а учитель – это массовая профессия, 1 млн 300 тыс. человек), то получается, что это стандарт подготовки суперменов. Помимо того что учитель должен хорошо преподавать предмет, он должен овладеть управленческой деятельностью, должен глубоко знать психологические особенности и обладать тьюторскими компетенциями. Главная претензия к этому стандарту – его недостижимость, он – горизонт, к которому можно вечно стремиться, стандарт-сказка.
Предлагалось два выхода: на основании предлагаемого стандарта сделать стандарт-минимум, где необходимо отделить личностные характеристики от профессиональных компетенций, или рассматривать этот стандарт как стандарт коллективной деятельности, в данном случае педагогической. Если говорить о качестве больницы, то на это качество работает и врач, и санитарка, и няня, и медсестра. Мы же не требуем от врача, чтобы он владел компетенциями няни и медсестры? Именно командная работа приводит к тому, что мы говорим: «Это качественная больница». Школы – это тоже место, где работают и правильно делают свое дело социальный работник, психолог, тьютор, учитель.
Когда мы разрабатывали стандарт тьютора, мы четко понимали, что тьютор – это просто другая профессия, в которой должен быть свой инструментарий и свои способы работы. Мы рисовали карту современных педагогических профессий, потому что нам было важно отделить действия тьютора от действий психолога и учителя. И у нас не было задачи сделать стандарт тьютора-супермена, мы не стали описывать, каким замечательным должен быть тьютор. И в этом смысле стандарт получился очень технологический. Для тьютора главный инструмент – личностно-ресурсная карта. Тьютор создает открытую образовательную среду, выполняет функции навигации и, наконец, работает с масштабом деятельности – всем тем, что связано с профессией, с поступлением в вуз и вообще с будущим.
Если мы обсуждаем педагогику как массовую профессию, значит, необходимо принять решение о стандартизации. А если рассматриваем учителей как суперкреативный класс, не претендуя на массовость, мы выбираем лучших из лучших и делаем профессию учителя самой престижной, чтобы народ рвался не в «Росатом», а в педагогику.
Татьяна Ковалева,
президент Тьюторской ассоциации

?

Log in

No account? Create an account