Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Стандартный учитель
eurekanext
ШАДРИНА5_ЖЖ

Профессиональный стандарт – это многофункциональный нормативный документ, определяющий в рамках конкретной области профессиональной деятельности требования к содержанию и условиям труда, квалификации и компетенциям работников по различным квалификационным уровням.

Профессиональный стандарт предназначен для проведения оценки квалификации выпускника. Выпускник при выпуске из учебного профессионального учреждения должен соответствовать требованиям стандарта. Только при подтверждении соответствия своих профессиональных компетентностей стандарту выпускник может получить квалификацию педагога и работать по специальности. Но здесь важен способ оценивания – каким образом станет понятно, что выпускник обладает методической, педагогической и социальной компетенциями.
Профессиональный стандарт должен стать основанием аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности. Однако существующие механизмы проведения аттестации не позволяют в должной мере выявлять у учителя готовность и способность выполнять профессионально-педагогические функции. Однозначно нужно менять подходы к итоговой квалификационной аттестации выпускников высших учебных заведений и аттестации педагогов в целом.
Единицей профессионального стандарта как структурного элемента должны быть все виды работ педагога. Каждый вид понимается как конкретная трудовая функция, которая является целостной, завершенной, относительно автономной и значимой для данного вида трудовой деятельности. Учет деятельности учителей может предусматривать следующие классификационные группы педагогической работы: учебная педагогическая работа (проведение учебных занятий, индивидуальные, групповые мастерские, консультации и т.п.), работа по подготовке и обеспечению учебного процесса (подготовка к учебным занятиям, создание дидактического материала, подготовка материально-технической и информационной базы для учебных занятий), внеурочная педагогическая работа с учащимися (организация внеурочных форм учебной деятельности; организация внеучебных видов деятельности, включая подготовку учащихся к олимпиадам, конкурсам, конференции и т.п.), классное руководство, тьюторство, руководство творческими группами, объединениями учащихся), методическая работа учителя (участие в инновационной, экспериментальной, проектной методической работе, разработка программ, контрольно-измерительных материалов, участие в семинарах, творческих объединениях, руководство методобъединением, кафедрой и т.п.), организационно-педагогическая деятельность (участие в совещаниях, проверка тетрадей и т.п.), работа с родителями и другими представителями социума (участие в родительских собраниях, консультации для родителей, участие в советах и т.п.) и другие виды работ (в соответствии с образовательной программой учреждения).
Очень важно предусмотреть возможность общеобразовательному учреждению на основании профессиональных стандартов самостоятельно разрабатывать подобную матрицу функционально-качественных характеристик деятельности педагога, которая может служить основой для подготовки должностных инструкций учителей.
С принятием профессионального стандарта произойдут изменения в нормативно-правовой базе образовательных учреждений. Изменится положение о системе оплаты труда: будут учитываться все виды деятельности педагога и легитимно включены в структуру оплачиваемой работы внеурочные виды деятельности учителя.
Сейчас учитывается лишь нормируемая часть его работы – учебная нагрузка, что не создает условия для решения широкого круга задач в области управления персоналом (систему мотивации и стимулирования педагогов в условиях реализации ФГОС).
Трудовые отношения между работодателем и работниками, включая установление заработной платы, формализуются при заключении трудовых договоров. Предметом трудовых отношений в том числе выступают должностные обязанности, разработанные на основании профессионального стандарта. Так как введение эффективного контракта должно способствовать наиболее полному отражению в трудовых договорах должностных обязанностей работников, показателей и критериев оценки труда, условий оплаты труда и предоставления льгот, то профессиональные стандарты должны предъявлять к педагогу значимые профессиональные и личностные требования, которые позволяют установить взаимосвязь между повышением оплаты труда и достижением конкретных показателей качества предоставляемых услуг. Профессиональный стандарт педагогической деятельности должен представлять собой не только систему минимальных требований к знаниям, умениям, способностям и личностным качествам педагога (его компетентностям), но и стать некоторым инструментом для повышения эффективности системы образования в целом.
Наталья Шадрина,
эксперт ИПОП «Эврика»

?

Log in

No account? Create an account