Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Подростковая модернизация
eurekanext
Адамский4_ЖЖ

Образовательная политика становится все более консервативной, охранительной, продвигающей традиционные ориентиры педагогики.
При этом управление системой образования по инерции, в силу уже принятых решений (законодательных, правительственных, ведомственных), все еще пытается двигаться в сторону модернизации и инноваций.
Поэтому, с одной стороны, идут сигналы о том, что необходимо вернуть консервативное представление о стандартизации содержания образования – например, список книг для чтения, кинофильмов для просмотра, можно предположить появление списка песен и вообще – музыкальных произведений. Это нормально в логике охранительной консервативной образовательной политики.
С другой стороны, лозунги о самостоятельной, инициативной и инновационной личности не сняты с повестки дня – по крайней мере пока.
И уж тем более не сняты с повестки дня задачи создания современных условий для школьников, развития информатизации, индивидуального образования.
Такой противоход политики и управления неудивителен, более того – ожидаем. К сожалению, приходится повторяться: то, что не закрепилось ни в практике, ни в институциональных нормах, рождает свою противоположность в образовательной политике, по крайней мере в ее идеологической части.
А закрепление в практике благородных идей образования требует огромной системной кропотливой работы: подготовка кадров (прежде всего), медийная работа (самое слабое место модернизации образования), диалог с родителями (вообще не ведется), и главное – планомерное делегирование школам самостоятельности и ответственности.
Как ни парадоксально это прозвучит, но чем системнее задача в масштабах всей системы образования, тем выше должен быть уровень самостоятельности и автономности школ.
Иначе замысел превращается в свою противоположность. Хоть какую систему оплаты труда ни введи, претворять ее будут в школе. И если у школы нет своих задач и целей, своей миссии и ответственности перед родителями – не перед начальством, стимулы и нагрузка не будут работать на результат.
Мы же наблюдаем резкое снижение самостоятельности и автономии школ. Централизация управления растет не по дням, а по часам.
И здесь видно, что ни на уровне правительства, ни тем более на уровне министерства (так же стремительно теряющего свою самостоятельность) не решен важный вопрос: а какова единица регулирования в управлении образованием?
Проше говоря: чем можно рулить, а что уже – не твоего министерского (правительственного, регионального) ума дело?
Я понимаю, что стремление регулировать все, вплоть до средней зарплаты в школе, или соотношение учеников и учителей, или размер ученического стола, или скорость интернета, или среднего возраста учителей – результат сверхответственности руководителей. Но вот, занимаясь мониторингом введения стандарта, мы заметили, что стандарт идет не так эффективно, как хотелось бы, во многом из-за того, что учителям это не нужно. Не хотят. Не заинтересованы. Не мотивированы.
Отсутствие мотивации – страшная сила!
Но мы же знаем, почему дети приходят в школу почемучками, а уже к 4-му или 5-му классу их любознательность и азарт падают до нуля. Знаем?
Потому что учительница сама за детей все решает: не только что и как учить и вообще – чем заниматься в каждую секунду времени. Именно такая тотальная регламентация и приводит к подростковой иногда жестокой агрессии, жертвами которой становятся подчас учителя средних классов.
…Последние семь лет прошли под знаком централизованной модернизации образования. Федеральные деньги шли в регионы для решения огромной важности задач: улучшения условий получения образования, информатизации, повышения зарплат учителей. Были установлены объемы и направления расходования средств, отчетные показатели и разработаны планы мероприятий.
Я бы сравнил этот этап модернизации школьного образования с начальной школой.
Теперь наступил этап, когда каждая школа может выбрать свой путь дальнейшего развития и даже, не побоюсь этого слова, свое видение результатов. Поскольку есть довольно жесткая система государственной итоговой аттестации – система не распадется на атомы.
Но вот как из центра управлять автономными, самостоятельными, свободными и ответственными школами? Я боюсь, что пока эту задачку мы не решили. Как планировать модернизацию из Москвы – чтобы в итоге десятки тысяч свободных школ, миллионы учителей захотели сами искать способы достижения современных результатов, да при этом еще и сами представили себе эти современные результаты?
Очередная попытка создать федеральный формат такого управления – федеральная дорожная карта, и на ее основе – региональные дорожные карты. Сегодняшний номер iВО как раз посвящен обсуждению эти карт.
Момент сложный – мне кажется, мы переживаем кризис управления, потому что централизованный характер модернизации себя исчерпал, а другого способа инициировать изменения пока никто не предложил.
Отсюда – волны сопротивления.
Потому что подросток не хочет только подчиняться, ему надо самому попробовать, попытаться, проявить инициативу – а взрослый к такому риску не готов. Да и сам взрослый еще во многом – пацан.
Александр Адамский

?

Log in

No account? Create an account