Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Карту образования разметили
eurekanext
Рылько1_ЖЖ

30 декабря 2012 года правительство России утвердило план («дорожную карту») мероприятий «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки». В ближайшее время регионы должны разработать собственные варианты «дорожных карт» – т.е. адаптировать рекомендации правительства для своих условий и согласовать их с Минобрнауки России. «Временем перемен» станут 2013–2018 гг.

До этого времени реформы образования касались в основном школы. «Дорожные карты» охватят всю сферу образования. И детские сады, и школы, и вузы (если учредитель – регион), а также учреждения среднего и дополнительного профессионального образования.
«Дорожные карты» субъектов должны соответствовать майским указам президента. Это значит, что среди задач – повышение зарплат работникам образования. Учителям школ – до средней по экономике региона, педагогическим работникам детских садов – до средней по общему образованию. Это к 2013 году, а к 2018-му зарплата преподавателей учреждений среднего профессионального образования должна сравняться со средней по экономике. Преподаватели вузов будут получать 200% средней зарплаты по экономике своего региона.
Другая важная задача – исчезновение очередей в дошкольные учреждения. Предполагается, что больше детей будут ходить в кружки и секции. К 2018 году 70–75% детей будут учиться по программам дополнительного образования, причем половина – за счет бюджета. «Дорожные карты» регионов должны учитывать эти задачи среди своих приоритетов. Кроме того, предполагается, что правительства субъектов федерации воспользуются возможностями, которые дает им новый закон «Об образовании» в области развития «дошколки». Появится больше новых форм получения дошкольного образования, начнет развиваться частно-государственное партнерство в этой области.
Разработанная правительством общая «дорожная карта» предполагает, что уже в 2013 году федеральный бюджет выделит регионам субсидии на развитие местных программ дошкольного образования. Уже к 2014 году должны появиться новые недорогие проекты типовых дошкольных учреждений. Продолжится возвращение и реконструкция старых зданий. Частные детские сады будут получать бюджетные средства по нормативу наряду с государственными. Их появление должно и помочь сократить очередь, и способствовать развитию разных образовательных программ «дошколки». В целом «дорожная карта» дошкольного образования развивает идею, заложенную в новом законе «Об образовании»: «дошколка» – не роскошь, а «нулевой уровень» образования. Развитие ребенка начинается не в школе, но раньше. Поэтому изменятся и требования к программам дошкольного образования. Все вновь открывающиеся программы для дошколят, государственные и частные, должны гарантировать определенный уровень качества услуг. Поэтому предполагается принять стандарт для дошкольного образования.
Школы должны будут к 2018 году работать по новым стандартам. Для этого должны измениться учебные пособия, все материалы. Учителя – пройти переподготовку. Педагогическое образование – измениться. Предполагается взяться за изучение качества школьного образования. Организовать сетевое взаимодействие школ. Проводить мониторинги, распространять лучшие практики.
Дополнительное образование также станет объектом пристального внимания реформаторов. «Дорожные карты» должны завершиться созданием сети новых учреждений дополнительного образования, появлением госзаказа, развитием негосударственного сектора.
Всех уровней образования коснется введение так называемого «эффективного контракта» с педагогическими работниками и руководителями учреждений. Цель – привести количество (денег) в соответствие с качеством (работы). Для этого предполагается использовать уже знакомые механизмы методики оплаты труда и нормативно-подушевого финансирования, разработанные Минобрнауки. Новостью они станут в большей степени для дошкольного и дополнительного образования.
Новизна «дорожных карт» – в комплексном подходе. Школа уже прошла через ряд реформ, которые дошкольному, дополнительному и профессиональному образованию еще только предстоят. К чему они приведут – покажет время.
Екатерина Рылько

?

Log in

No account? Create an account