Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Архитектоника среды
eurekanext
Гурина_ЖЖ

Архитектурное пространство должно быть выстроено с учетом возрастных особенностей. Существует архитектура, поддерживающая активность, инициативность и самостоятельность. Возрасту детей начальной школы характерны загадочность, полутайна, и поэтому обживаются классы с пятью углами, классы-аквариумы, задрапированные, но не закрытые пространства и др. Для подростков же – не кабинеты, а лаборатории, не классы, а мастерские, не коридор, а бульвар общения, не рекреация, а клуб и др.
Архитектурное (физическое) пространство школы, построенное с учетом физических и психологических особенностей детей, есть особое пространство, т. к. в нем каждый ребенок находит свое место, и оно для него интересно и значимо, потому что в школе нет одинаковых по форме классов (классы с закругленными стенами, приближенные к квадрату, пятиугольные); а холлы напоминают сказочные замки – здесь и арки, и лабиринты, и причудливо оформленные лестницы. В таких «особенных» стенах школы есть необходимость проведения «других» занятий и уроков.


1

Один день из жизни школы
Так у нас появился один день, когда школа живет без привычных уроков по расписанию и звонков, где нет учителей и учеников, а есть взрослые и дети – «День творчества». Главный принцип которого – совместная деятельность, инициативность. Одним из важных таких общешкольных проектов является «Я – школьник». Помочь первокласснику быстрее адаптироваться с наименьшими потерями в психоэмоциональном плане – важнейшая педагогическая задача.

2

Среда школы позволяет выстроить общение старших и младших «особенно». Старшие, начиная с пятого класса, стремятся к общению с младшими. Для этого есть и возможности. Открытый актовый зал, аквариумы, заповедные уголки. Все это располагает и провоцирует общение. Добавим межвозрастные уроки, походы в гости одного класса к другому, письма друг другу и многое другое.
А как интересно наблюдать, когда семиклассники приходят в гости к первоклассникам и предлагают им познакомиться, путешествуя по школе. Первоклассники вместе с семиклассниками разбиваются на маленькие группы и отправляются в путешествие. В руках у малышей «цветы» и «кляксы». Задача маленьких – обозначить в пространстве школы места, в которых им приятно находиться, нравится играть (здесь крепится цветочек). И места, которые им не нравятся, которых они, может быть, боятся (тогда – клякса). Задача старших – во время путешествия познакомиться с первоклассниками, узнать, как им живется в школе. Школа сияет праздником. Мягкая, лирическая мелодия звучит повсюду, отражаясь в зеркалах, арках, полусферах стен и потолках.

3-столовая

Пока все тихо. Последние минуты ожидания. Но вот, распахнув двери, входят «первые ласточки» – это старшие. Они всегда первые. Сегодня они очень торжественные и важные, ведь после месяца близкого общения с первоклассниками им предстоит принять их в школьное братство. А вот и виновники торжества – первоклассники. Они необыкновенно сосредоточенны и торжественны. И вся школа сегодня живет по веселому расписанию. Во всех классах проходят необычные уроки. «Арифметика в физическом пространстве», «Живое слово на лестнице», «Первые малышовые импровизации». «Рисуем Джаз» – изобразительное искусство на основе танцевальной джазовой импровизации старшеклассников. В игровой форме дети демонстрируют свои знания всем, кто приглашен на праздник (старшеклассникам, учителям, гостям, родителям…). Веселые уроки закончены, и посвящение переносится в зал, где начинается бал. Объявляется посвящение, и «виновникам» вручаются именные медали. Звучит гимн школы. Но самое важное и значимое продолжается на следующий день.

4-класс информатики. Интеллектуальная игра между 5-11 классов
Класс информатики. Интеллектуальная игра между 5-11 классов

…Первоклассники. И перед ними вся школа. Теперь это их друзья. Друзья, которые знают их не только в лицо, но и по именам. Друзья, с которыми можно поиграть, поговорить, посидеть у аквариума. Старшеклассники сделали ряд открытий: оказывается, с малышами интересно, они тоже умные и начитанные, с воображением, верят в Деда Мороза, с ними можно чувствовать себя знаменитым, взрослым, умным. Большинство школьников хотели бы встречаться с первоклассниками и дальше, чтобы помогать им с уроками, оформлять вместе газеты и кабинеты, играть, рисовать, гулять, ходить в лес и на экскурсии, показывать им концерты и проводить конкурсы, «учить их чему-нибудь». И старшие учащиеся, и первоклассники после этого праздника почувствовали себя более взрослыми, значимыми для других. Старшие осознали свою взрослость. Младшие увидели, что рядом есть старшие друзья.

5-кабинет русского языка и литературы
Кабинет русского языка и литературы

Школа не должна готовить для жизни, она сама должна быть особой жизнью, в которой живет человек как становящаяся личность. Школа – это в первую очередь социальный институт. Поэтому строить его нужно как форму общественной жизни, как место, где успешно появляются, формируются и присваиваются социокультурные процессы с первого года обучения.

6-предшкольное образование 2
Предшкольное образование

Архитектура в образовательной сфере
Любое развитое общество ценит определенные личностные качества выше других, и дети, соответственно, усваивают эти ценности благодаря социализации. В культурах разных стран методы социализации зависят от того, какие именно качества личности ценятся больше всего. В странах с высоким уровнем жизни и развитой экономикой (Америка, Европа) высоко ценится уверенность в себе, умение владеть собой. Напротив, в восточных странах – созерцание, пассивность. В России преобразования затронули общество, стремительно меняются ценности. Огромная роль отводится, естественно, школе. Именно в школе обучают не только писать и считать, но и дают представление об общественных ценностях, учат детей ценить труд, семью, правопорядок, закон, воспитывают будущих граждан своей страны, готовых поддерживать ценности общества, в котором они будут жить.
Таким образом, школа представляет собой общество в миниатюре – здесь происходит формирование личности ребенка и его поведения. Именно здесь он научается работать в команде, становится ответственным за выполнение порученного дела, вместе со взрослыми разрабатывает и выполняет правила общественного поведения, понимает границы «можно» и «нельзя».
Одним из важных, на наш взгляд, факторов, влияющих на формирование успешной социализации, является создание развивающей среды в школе. Современная пространственно-временная архитектоника школьной среды может и должна обеспечить детям и взрослым право быть соавторами в выстраивании того пространства, в котором они намерены разворачивать и разворачивают собственную учебную и внеучебную деятельность как единое целое.
Образовательное пространство школы следует рассматривать как систему взаимосвязанных, особым образом оформленных мест, представляющих собой модель современной культуры, для которой значимы диалогичность, равноправие различных предметных областей и возможность их синтеза; не утилитарность этих мест.
Архитектура физического про¬странства начальной школы (библиотека, холлы, классы, столовая и т.д.) должна определяться особенностями детской картины мира, подростковая школа строится с учетом подросткового мировосприятия.
Традиционное физическое пространство школы (лестницы, переходы, холлы и т.д.) утилитарно и, кроме однозначно заданной функциональной нагрузки, практически ничего на себе не несет. Конечно, это не значит, что запрещено осваивать эти пространства. Однако большое количество работ педагогического и психологического характера указыва¬ют на крайнюю затруднительность протекания этих процессов. Безусловно, восприятие физического пространства школы влияет на представления о своем собственном пространстве у самих школьников.
Архитектура педагогического процесса тоже приобретает иные формы. Урок перестает быть единственным элементом в архитектуре педаго¬гического пространства. Параллельно рядом с ним возникают новые фор¬мы учебной соорганизации детей и взрослых.
Опора на диалогичность современной культуры доказывает необходимость разновозрастных уроков, синтетических учебных встреч, на которых учитель-предметник и преподаватель студии вместе со школьниками создают новое предметное содержание. Выход за пределы класса, проведение таких встреч в нерегламентируемом пространстве школьного холла порождает новые формы поведения и взаимодействия как школьников, так и взрослых.
Решение общешкольных творческих задач делает возможным создание межвозрастных групп, когда мнение младшего школьника и мнение подростка одинаково важно. Таким образом, оказывается, что не все представления (знания) могут быть иерархизированы по принципу «простое-сложное». Интереснее и продуктивнее работа по принципу «уместное и оригинальное». Параллельно с этим актуализируется синтез различных предметных знаний, а также их взаимодополняемость.
Таким образом происходит диалог участников образовательного процесса, а основным элементом новой архитектуры учебного пространства становится педагогическая ситуация, а не урок.

Ольга Гурина, директор МБОУ СОШ № 124 г. Красноярска
О.Н. Бугаева, заместитель директора по воспитательной работе

Фото Е.В. Медведева, заместитель директора по ИКТ

Сайт школы www.124school.ru

Школьный интерьер
Мочалова_ЖЖ

На мой взгляд, сейчас не слишком большое внимание уделяют строительству школ – в основном занимаются реконструкцией старых зданий. Соответственно и современной архитектурной среды там тоже не будет – всего лишь обновленная старая: планировочные решения, уже не отвечающие требованиям времени; состав помещений, который не может быть расширен из-за ограничений, вызванных размером участка, и т.д.

В СССР существовала система типового строительства школ. Конечно, здания-близнецы – не слишком интересное решение и мало адаптивное под разнообразные формы обучения в наше время, но рациональное зерно в этом, безусловно, есть. Нельзя из-за экономии средств строить образовательные учреждения, непригодные для обучения и приносящие вред здоровью детей. Основные нормы освещения, ориентации, качества применяемых материалов и т. п. должны быть прописаны на государственном уровне. Но даже строгое соблюдение правил проектирования не мешает создавать интересные архитектурные решения.

Сейчас наиболее популярно «блочное» решение, где пространства разделяются по функциональному назначению (начальная школа, спортивный комплекс) и заключаются в отдельные корпуса, объединенные общей зоной. Решение вполне обоснованное и удобное на практике. Единственное, от чего бы я отказалась, – от коридорной системы, вносящей какой-то строевой, казенный дух в организацию школьной жизни. Классы разные по форме, размерам (малышам, например, комфортнее в маленьких помещениях), иногда переходящие один в другой и отделяемые раздвижными перегородками (или не разделяемые). Старшеклассникам необходим «эффект живого помещения»: тусовки, движения, общества, но при этом все классы, подобно лепесткам цветка, выходят в общий холл-пространство. Таких холлов может быть несколько, в зависимости от размеров учреждения. Просто необычные, «неправильные» пространства активизируют творческое мышление и стимулируют познавательные процессы, а «круговая» ориентация способствует доброжелательной коммуникации.
Ольга Мочалова,
художник, архитектор

?

Log in

No account? Create an account